Из «Яблока» изгоняют «политическую босоту»

В преддверии съезда партии «Яблоко», намеченного на 21-22 июня, в партии началась реальная «чистка». Григорий Явлинский фактически поставил ультиматум радикалам. После первого заседания внутрипартийного арбитража 11 июня и лидер петербургского отделения «Яблока» Максим Резник, и глава молодежного отделения партии Илья Яшин оказались перед фактом исключения из партии. Оба были потрясены, но один сделал выводы, а другой — нет.
Оба этих «деятеля» до заседания арбитража «Яблока» не только прославились своей активной деятельностью в стане лидера «Другой России» Гарри Каспарова - участии в «маршах несогласных» и в пресловутой «Национальной ассамблее» - но и прямым неподчинением решениям партии. Демонстративное пренебрежение позицией Явлинского, и что самое главное, позицией партии, явно поставило под сомнение сам статус двух функционеров «Яблока» в качестве представителей кого-либо вообще.
Однако принципиальные оценки такой деятельности Резника и Яшина со стороны самого Явлинского, его окружения и даже московских однопартийцев, написавших в мае заявление с осуждением участия «раскольников» в «Национальной ассамблее», до недавнего времени не имели действия ни на одного из «яблочных» радикалов.
Но 11 июня федеральное руководство «Яблока», наконец, перешло от слов к делу: центральный аппарат всерьез начал избавляться от радикалов. Как заявил ранее в интервью «Эху Москвы» руководитель московского «Яблока» и правая рука Явлинского - Сергей Митрохин - любые «яблочники», нарушающие базисный консенсус партии, да еще по ключевым политическим вопросам, «просто сами должны принять решение – либо изменить свою позицию, либо уйти». Наконец, на заседании арбитража из пяти видных членов партии, собранного по заявлению заместителя Митрохина - Анатолия Рабиновича - тот потребовал исключить из партии Резника и Яшина в связи с их участием в работе «Национальной ассамблее» и другими «прегрешениями».
Этого не случилось лишь потому, что, по словам самого Яшина, Резник «технически» не смог присутствовать на заседании арбитража 11-го числа. Следующее заседание арбитража по делу «Резника-Яшина» было намечено на 20 июня, за день до партийного съезда «Яблока».
Несомненно, что эта «прямая и явная угроза» вызвала шок у обоих раскольников. Илья Яшин много громче и эмоциональнее Резника выказал ошеломление в публикациях в своем интернет-дневнике, восклицая «Сам я не уйду. Не дождетесь!» по поводу варианта добровольного ухода из партии, предложенного ему Митрохиным, и даже приводя сравнения последнего со Сталиным, а Резника - с Троцким (в известном письме В.Ленина от 1923 года - т.н. «Политическом завещании»).
Но именно Резник проявил больше рассудительности и 11-го же июня, на заседании бюро петербургского отделения «Яблока» заявив о своем выходе из Нацассамблеи Каспарова. «Это решение далось тяжело, - заявил Резник, - мне настоятельно рекомендовали, чтобы я вышел из ассамблеи, не только в петербургском «Яблоке», но и в других регионах».
При этом бюро «яблочников» не только поддержало решение Резника, но и рекомендовало и другим членам петербургской организации выйти из органов Нацассамблеи. Яшин же просьбы коллег по партии проигнорировал. То ли имея неверные представления о политике, то ли действительно пренебрегая тем, что партия все-таки 16-й год ведет политическую деятельность под руководством Явлинского, в своем интернет-дневнике он пишет: «Знаете, что легко было стать и политиком и создавать партии в конце 80х - начале 90-х. Когда все было - и ТВ, и общественная поддержка, и усталость от власти. А сейчас попробуй-ка создай что-нибудь... И не мы с Резником несем ответственность за то, что в стране сложился авторитарный режим. Потому что мне 24, а ему 30. Ответственность несут политики 90-х: и те, что были во власти, и те, что были в оппозиции».
Однако намекая на то, что Явлинскому политическая судьба «Яблока» ничего не стоила и заодно обвиняя его в проблемах 90-х (хотя трения Явлинского с Ельциным по поводу его экономической программы хорошо известны), сам Яшин при этом даже не намеревается выходить из партии - детища «плохого» Григория Алексеевича.
Илье Яшину вполне удается использовать партию в качестве средства «раскрутки» собственной персоны. Однако его мнение привлекает хоть какое-то внимание только как мнение одного из функционеров партии «Яблоко» - пусть не самого главного. Яшин же, итоги деятельности которого можно свести фактически лишь к развалу «яблочной» «молодежки», в случае потери партбилета и места «лидера» этой виртуальной «организации», станет просто «одним из» примелькавшихся в либеральных СМИ и интернет-блогах второстепенных лиц.
Примечательно, что даже в цитировании «Политического завещания» Ленина, для Яшина аналогий не нашлось, хотя они легко нашлись и для Резника, и для Митрохина.
Даже собеседники Яшина в ЖЖ в ответ на его выпады и ерничество насчет раздела «Яблока» на «Единое Яблоко» и «Другое Яблоко» (возможно скрывающие попытки так «по-яшински» прозондировать почву), отвечают ему просто и ясно: «Илья! Ваш пафос смешон. Я никогда не ценил и не уважал Явлинского, как политика. Но он - ПОЛИТИК! - А вы с Резником и Коцюбинским ... Просто политическая босОта, и ничего более...».