Скандальное дело «Трех китов» спустя 8 лет дошло до суда
Вчера, 16 июня, в Наро-Фоминском суде Московской области началось судебное слушание одного из самых скандальных за последние несколько лет уголовных дел о контрабанде элитной мебели через торговые дома «Три кита» и «Гранд». Дело о контрабанде мебели единственное из расследуемых в Генпрокуратуре дел, которое официально взял под свой контроль теперь уже бывший президент Владимир Путин.
Судебное рассмотрение должно было начаться еще в сентябре 2007 года, однако в июле генпрокурор Юрий Чайка сообщил, что нашумевшее дело не будет направлено в суд как было запланировано, так как не все подсудимые успели ознакомиться с многотомным делом.
Вчера судья Владимир Подкопаев начал зачитывать обвинительное заключение, однако времени ему на это не хватило и он объявил перерыв. Слушания продолжатся сегодня. Сторону обвинения представляет один из лучших гособвинителей страны Виктор Антипов.
На скамье подсудимых по делу «Трех китов» девять человек, в числе которых хозяин «Трех китов» Сергей Зуев, бизнес-партнер Зуева и глава фирмы «Альянс-96» Андрей Латушкин и начальник отдела продаж «Гранда» Екатерина Леладзе. Кроме того, в числе обвиняемых экс-советник гендиректора ГУП «Ростэк» Андрей Саенко, главбух московского представительства латвийской компании «ФМ-групп» Ирина Подсотская и ее муж Павел Подсотский, работавшего там же менеджером, глава автотранспортной компании Александр Беляков, бывший начальник отдела развития региональной сети банка «Центрокредит» Анатолий Мельничук, создавший, по версии следствия, в 1999 году по паспорту своего знакомого фирму «Лига Марс», в адрес которой из-за границы поступали десятки тонн контрабандной мебели и глава «ФМ-групп» Павел Поляков, который сам пришел с повинной.
Все вышеупомянутые лица обвиняются в контрабанде мебели, легализации добытого преступным путем имущества, неуплате налогов и таможенных платежей. Расследование дела «Трех китов» длилось без малого восемь лет, было допрошено три тысячи свидетелей, а все материалы дела уместились в 600-х томах. В деле меж тем отсутствуют потерпевшие и главное вещественное доказательство — 150 контейнеров с контрабандной мебелью, которые несколько лет назад просто бесследно исчезли.
Контрабанда мебели, инкриминируемая Зуеву и его «преступной группировке», нанесла государству ущерб около 600 тысяч долларов.
Уголовное дело «Трех китов» было возбуждено еще в 2000 году. В 2001 году его прекратили за отсутствием состава преступления. А в апреле 2002 года расследование по уголовному делу было возобновлено в связи с депутатским запросом генеральному прокурору России. Вести дело доверили следователю Леноблпрокуратуры Владимиру Лоскутову, однако за несколько лет особых подвижек в расследовании не наблюдалось.
«Второе рождение» дело «Трех китов» получило только в декабре 2007 года, после того как в дело вмешался Путин.
Следователи не раз говорили, что для них вина Зуева была очевидна еще 8 лет назад, однако ходатайства об аресте фигурантов «мебельного дела» были подписаны только летом 2007 года. После вынужденной отставки генпрокурора Владимира Устинова это сделал его первый заместитель Юрий Бирюков.
Дело «Трех китов» «прославилось» прежде всего тем, что расследование сопровождалось скандалами в правоохранительных органах. Так, зам Устинова Юрий Бирюков в 2001 году стал инициатором уголовного преследования тех, кто расследовал вину Сергея Зуева в контрабанде. В результате на скамье подсудимых оказались сначала следователь Следственного комитета при МВД Павел Зайцев, а затем два крупных чиновника Государственного таможенного комитета (ныне ФТС) - начальник управления таможенной инспекции Александр Волков и первый заместитель начальника управления таможенных расследований и дознания Марат Файзулин. Волков и Файзулин были оправданы, а Зайцев был приговорен, как сообщал «Коммерсант» «со второй попытки» к двум годам лишения свободы условно. Бирюкова обвинили в давлении на суд с целью вынести обвинительный приговор следователю Зайцеву. Тогда же начались и кадровые перестановки в генпрокуратуре, что вынудило зама Устинова сдвинуть дело «Трех китов» с мертвой точки.
Следователь Владимир Лоскутов признал, что смог провести аресты лишь после смены руководства Генпрокуратуры, официально заявив, что все подозреваемые имели связи в правоохранительных органах. Тем не менее Лоскутов расследование завершил и материалы дела были переданы в суд.