КПРФ: от рассвета до заката
Прошло ровно 15 лет с того момента, как появилась Коммунистическая партия Российской Федерации. Хотя "появилась" - это все-таки не совсем точное слово. 13-14 февраля 1993 года II чрезвычайный съезд коммунистов России восстановил коммунистическую партию РСФСР, которая отныне стала называться КПРФ. С момента своего возникновения КПРФ стала одной из ведущих партий на российской политической сцене. Популярность КПРФ во многом была предопределена неудачными реформами в начале-середине 1990-х. Голосовавшие на выборах за коммунистов отнюдь не поголовно были сторонниками учения Маркса-Ленина. Тогда же, кстати, и возник термин "протестный" электорат.
Впрочем, поначалу на этом поле "паслись" не только коммунисты. По крайней мере, на выборах в Госдуму 1993 года компартия набрала только 10,7 % голосов. ЛДПР, занявшая первое место, сыграла на протестных настроениях избирателей гораздо успешнее. Большую роль в относительной неудаче КПРФ сыграла пассивная позиция во время октябрьских событий 1993 года. "За несколько часов до трагедии в октябре 1993 года я обращался с просьбой отказаться от активных выступлений. Если бы послушали тогда, не было бы разгона Советов, не было бы убитых и раненых", - говорил позднее Геннадий Зюганов. Так или иначе, но значительная часть избирателей, сочувствовавшая Верховному Совету, расценили поведение лидера коммунистов как трусость.
Но самым большим испытанием для КПРФ стали президентские выборы 1996 года. Пожалуй, ни до, ни после у российских коммунистов не было лучшего шанса легальным путем добиться победы. Многое было сказано и написано насчет тех выборов. Достаточно широко распространено мнение, что Борис Ельцин сохранил власть только при помощи подтасовок результатов голосования. Сами коммунисты об этом же потом и твердили долгие годы. Но это потом. А сразу после объявления результатов второго тура выборов (40 % за Геннадия Зюганова, 54 % у Бориса Ельцина) лидер коммунистов едва ли не первым поздравил своего соперника с победой. После этого все заявления того же Зюганова о фальсификации итогов выборов воспринимались как ритуальные и не более того.
Впрочем, в середине - конце 1990-х КПРФ стала ведущей парламентской партией страны. Однако именно с тех пор коммунистов и стали воспринимать как партию вроде бы и оппозиционную, но оппозиционную до определенной степени. КПРФ исправно голосовала за все государственные бюджеты, предложенные "антинародным режимом". Или предлагала вынести импичмент Ельцину, но до логического конца дела не доводила. То Жириновский не поддержал, то "Яблоко" предало...
Надо отметить, что на протяжении всего этого времени КПРФ постоянно эволюционировала. Иногда складывается впечатление, что слово "коммунистическая" в названии партии - дань традиции, не более того. Трудно себе представить компартию, в списках которой на выборах в Госдуму присутствует несколько десятков представителей олигархических структур. А именно так и было на выборах в российский парламент в 2003 году. Неуклюжие попытки лидеров коммунистов оправдаться ("Савва Морозов тоже большевиков поддерживал!") особого эффекта не имели. По сравнению с выборами 1999 года число голосовавших за КПРФ уменьшилось в два раза. Результат был предсказуем, ибо в глазах избирателей коммунисты ассоциировались как борцы с "олигархическим беспределом". А тут вдруг выясняется, что "борцы" оказались липовые...
Весьма творчески руководство компартии подошло к переосмыслению такого незыблемого, казалось бы, догмата как интернационализм. "Cионизация государственной власти стала одной из причин нынешнего катастрофического состояния страны, массового обнищания и вымирания ее населения. Он не может закрывать глаза на агрессивную роль сионистского капитала в развале экономики России и расхищении ее общенародного достояния", - это цитата из интервью Геннадия Зюганова в сентябре 2003 года. Пикантность ситуации еще и в том, что в это время КПРФ активно сотрудничала с Михаилом Ходорковским. Если следовать логике лидера коммунистов, как раз ярчайшего представителя "сионистского капитала"...
Но коммунистов вопросы интернационализма (между прочим, всегда актуальные в России) особо не заботят. Гораздо больше их волнует другое. "Мы видим, что в кадровом составе структур управления и власти произошел вопиющий национальный перекос", - это все тот же Геннадий Зюганов. В какую именно сторону перекос - догадаться нетрудно.
По сути, за время своего существования КПРФ превратилась в эдакую всеядную политическую силу, своеобразный флюгер. КПРФ давно уже не является коммунистической партией в классическом понимании этого слова. Хоть компартия и остается влиятельной силой на российской политической сцене, позиции ее постоянно слабеют.
Главная проблема КПРФ - голосуют за нее в основном люди пожилого возраста. Люди помоложе тоже, конечно, коммунистов поддерживают. Однако не в том количестве, чтобы нынешние лидеры коммунистов могли спокойно смотреть в будущее. Отчасти этим можно объяснить постоянные идеологические шарахания, желание заручиться поддержкой националистов, верующих, либералов... Да кого угодно, лишь бы остаться на плаву. Нельзя сказать, чтобы эти шарахания принесли коммунистам ощутимую пользу - что, собственно, и продемонстрировали результаты двух последних выборов в Госдуму.