«Иркутская область ставит на инвестиции»
Недавно Межведомственная комиссия под председательством заместителя министра регионального развития РФ Камиля Исхакова приняла среднесрочную стратегию социально-экономического развития Иркутской области на 2010 - 2014 гг. Учитывая то, что в прошлом году произошло административное объединение области и Усть-Ордынского Бурятского округа экономистам региона пришлось решать непростую задачу планирования развития региона на ближайшие годы. О том, с какими результатами область выходит на реализацию масштабного проекта, мы решили спросить губернатора Иркутской области Александра Георгиевича Тишанина.
- Александр Георгиевич, минувший год был для Иркутской области юбилейным, исполнилось 70 лет со дня рождения региона. Для Приангарья это выразилось в череде значимых мероприятий – принятии программы стратегического развития области, участии в инвестиционном форуме в Сочи, открытии новых объектов в Иркутске и области. А что, по Вашему личному мнению, было главным по итогам минувшего года?
- Думаю главное для нас – это, прежде всего, повышение качества жизни населения. И здесь очень важный показатель - денежные доходы, которые в Иркутской области за минувший год выросли на 17 процентов на человека. Какая инфляция в прошлом году была, вы знаете, а следовательно, мы можем говорить о реальном росте доходов жителей области.
В 2007 году заработная плата в регионе выросла на 23 процента и составляет в настоящее время 13 388 рублей. Мы сохранили тенденцию: в 2006 году рост доходов населения составил 23 процента, а рост заработной платы - 21 процент. Важно и то, что буквально за год безработицу мы сократили на 30 процентов по сравнению с предыдущим годом! Если еще два года назад у нас на одно вакантное место приходилось 3,5 безработных, то на сегодняшний день этот конкурс составляет всего 1,1 человека.
Благодаря тому, что мы увеличили объем инвестиций в 2,2 раза, и они составили порядка 108 млрд. рублей, за год нам удалось открыть более трех тысяч предприятий различных форм собственности. Значит, сегодня в области создан такой политический и деловой климат, который позволяет вкладывать в регион такие инвестиции.
- Кто является основным инвестором в региональные экономические программы: иностранцы, местные предприниматели?
- 25-30 процентов составляют иностранные капиталы, остальное - инвестиции наших российских финансово-промышленных групп. 15-20 процентов этих средств поступает в развитие добычи полезных ископаемых и строительство трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». Все остальное - это инвестиции в перерабатывающие отрасли.
Одним из ключевых для нас является лесопромышленный комплекс. Мы реализуем здесь около 30 проектов, на общую сумму 22 млрд. рублей. Сегодня мы стремимся заниматься теми отраслями, которые дают повышенную добавочную стоимость. И, естественно, учитывая, что наш сырьевой ресурс по лесу очень высок, то нам в ближайшее время предстоит развивать именно этот сегмент экономики. По итогам 2006 года доля в переработке леса у нас составляла 68 процентов, а за 11 месяцев 2007 года - уже 78 процентов! В целом за год мы рассчитываем получить 80 процентов. А по итогам 2008-ого года мы подойдем, ну, если не к ста процентам, но, по крайней мере, к 92-95 процентам точно. Причем процент экспорта составляет
где-то процентов 40-45. В 2006 году мы всего заготовили около 22 млн. кубометров древесины, 6 млн. из которых ушло в Китай. Мы должны эту долю круглого леса с каждым разом сокращать и вывозить уже конечный продукт.
- Каким образом введение новых производств и открытие новых предприятий отразилось в прошлом году на региональном бюджете?
- За два года доходная часть консолидированного бюджета увеличилась вдвое. Следуя логике здравого смысла, нельзя сразу из категории «плохое» перейти в категорию «хорошее», надо двигаться постепенно, чтобы процесс шел плавно, логично, чтобы не наломать дров.
Впервые за последние 14 лет нам удалось в этом году переломить тенденцию, когда у нас смертность превышала рождаемость. Хотя нам еще не удалось добиться, чтобы в среднем рождаемость превысила смертность по абсолютным показателям по итогам года, но, начиная с августа, тенденция повышения рождаемости в области стала очевидна. Произошло это и благодаря росту экономики в регионе и, что не менее важно, росту строительства жилья. В 2007 году мы построили жилых объектов на 74 процента больше, чем в 2006 г. Если в 2006-м мы сдали 331 тыс. кв. м., в этом году уже ставили перед собой задачу 570 тысяч квадратов. В результате сдали 574 тысячи! Конечно, это еще мало. Но по сравнению с 2005 годом, когда построили лишь 250 тысяч квадратных метров, рост, согласитесь, очевиден. Главное же, что темп мы взяли и намерены его выдержать. В нынешнем году мы планируем выйти на миллион квадратных метров. Во всяком случае, ставим себе задачу добавить к показателям 2007 года не менее 72 процентов. К 2010 году мы рассчитываем выйти по строительству жилья на 2,5 млн. квадратных метров в год.
- Благодаря чему удалось создать такой строительный бум?
- Мы провели ряд организационных мероприятий и, прежде всего, приняли областной закон, по которому вся нераспределенная земля в областном центре отходит в ведение областной администрации. После чего был создан градостроительный совет, на котором и решаются сегодня все вопросы выделения земли, проведения конкурсов и т.д.
Кроме того. по образцу Госсовета мы создали региональный совет, в который вошли все 36 глав муниципальных образований региона. С каждым из них у нас заключены соглашения, в которых определена взаимная ответственность сторон. Теперь на совете они отчитываются о своей работе, и я могу с каждого спросить по тем обязательствам, которые ему были определены. Так же как и они могут спрашивать с меня, губернатора, по обязательствам области. Главное, все вопросы решаются в настоящее время открыто, без всяких кулуарных переговоров.
Если в 2005 году строительство у нас было пущено практически на самотек: ну строят и строят, не строят и не строят, то теперь процесс носит «обязательно-принудительный» характер, я бы не побоялся даже такого термина.
- Не возмущаются ли главы муниципальных образований такой постановке вопроса, не пишут жалобы, что Вы вмешиваетесь в их суверенные полномочия?
- А зачем? Отношения со всеми из них в области выстраиваются прозрачно, они понятны, и, самое главное, всех устраивают. Если в 2005 году на ремонт и реконструкцию дорог в Иркутске было затрачено 80 млн. рублей, то в 2007 году - уже миллиард шестьсот миллионов! Разве от этого мэру Иркутска стало хуже?
Конечно, сюда входят и федеральные средства, и региональные, и городские. Но федерация никогда бы не дала в регион столько средств, видя там неподходящую экономическую ситуацию. А поскольку сегодня в Иркутской области выстроены необходимые отношения и с федеральным центром и с муниципальными властями, деньги стали приходить в регион.
- Вы считаете, что нельзя либерализировать региональную экономику, предоставить муницепалитетам полные права, чтобы они работали без оглядки на руководство области?
- Наоборот. Мы видим, что государственной формы собственности практически уже не осталось, а там где она есть, я считаю, ее надо минимизировать. Например, я целиком и полностью уверен, что ЖКХ должно быть в частных руках. У нас уже 40 процентов жилья обслуживается частными управляющими компаниями. И качество услуг у них выше. А цены у некоторых даже ниже, чем у государственных или муниципальных организаций. Роль государства здесь - инициировать переход от менее эффективных менеджеров к более эффективным. И я заставляю глав муниципальных образований идти по этому пути. Это ведет и к снижению государственных издержек, и к улучшению обслуживания населения.
- Наверняка у Вас в регионе есть оппоненты, которые лишились традиционной возможности жить безбедно за счет регионального бюджета?
- Да, недовольных действительно много, также как осталось много желающих использовать прежний ресурс в своих интересах, то есть в личных, частных. Но когда пересекаются эти интересы с интересами государственной власти, то ничего хорошего, как правило, не происходит. Возникают лишь административные барьеры, а результат их существования в Иркутске жители могли наблюдать до 2005 года включительно.
Когда у нас сейчас в жилищном строительстве существует здоровая конкуренция, когда на этом рынке может работать тот, кто захочет, то у нас и строится сегодня такое рекордное количество жилья. И его стоимость, пускай, и не падает, но стабилизируется. Но если государственный ресурс используют лишь отдельные финансово-промышленные группы, отдельные предприятия, то делается это только в ущерб населению. А ведь для руководства региона, самое главное, это, прежде всего, оценка его деятельности со стороны населения. Именно его мнение оказывается решающим.
- Мы много рассказали о том, что удалось сделать в прошлом году. А что осталось незавершенного, того, что еще предстоит с делать?
- Самый больной вопрос для экономики региона - нелегальная заготовка древесины, ликвидировать которую на сто процентов не удалось. Хотя прогресс есть. Если раньше, по нашим оценкам, нелегально вывозилось около четырех млн. кубометров, то в 2007 году этот показатель не превысит более одного миллиона.
Здесь у нас много противников. Это как раз тот случай, когда чьи-то личные интересы превалируют над государственными. Ведь даже наш региональный антимонопольный комитет иной раз выступает не на «той» стороне. Скажем, все видят, как лес вывозится нелегально, но когда губернатор дает команду воспрепятствовать отгрузке леса сомнительного происхождения. А ведь есть указание президента принять все возможные меры для ликвидации этого безобразия. Аналогичная ситуация, кстати, в Читинской области, в других соседних регионах, там тоже ведомственные чиновники стоит на защите неизвестно кого, но не государственных интересов точно.
И, тем не менее, я уверен, что в самое ближайшее время мы сумеем переломить ситуацию. Люди, представители бизнеса, должны понять, что работать честно более выгодно, чем получать сиюминутные дивиденды. В этом, в том числе, разъяснительной работе, в предоставлении нашим коммерсантам более комфортных условий предпринимательской деятельности, руководство области и видит сегодня свое предназначение.