Австралия сменила партийную принадлежность
Новым главой правительства станет лейборист
Лейбористская партия Австралии во главе с Кевином Руддом, более десяти лет пребывавшая в оппозиции, выиграла субботние парламентские выборы. Лейбористы обещают вывести австралийский контингент из Ирака и подписать Киотский протокол. В остальном их программа мало чем отличается от программы консерваторов, так что конец 11-летней эпохи Джона Говарда объясняют тем, что избиратели просто от него устали.
"Я буду премьером для всех австралийцев. Станем поколением, которое сегодня не упустит возможности сделать вклад в завтрашнюю Австралию",- призвал ликующих сторонников новый премьер Австралии Кевин Рудд, чья Лейбористская партия победила на парламентских выборах. По предварительным данным, она получила 83 мандата в 150-местной палате представителей - на 23 мандата больше, чем на прошлых выборах. Бывшая правящая консервативная либерально-национальная коалиция во главе с Джоном Говардом довольствовалась 56 мандатами, остальные кресла отошли независимым кандидатам.
Большой неожиданностью поражение господина Говарда не стало. Все опросы предрекали уверенную победу оппозиции. Пожалуй, главную роль в этом сыграли обещания Кевина Рудда вывести австралийский контингент из Ирака. Господин Говард, который за проамериканские позиции получил прозвище "заместитель шерифа", отправил его туда вопреки мнению большинства австралийцев. Избиратели оценили и намерение господина Рудда подписать Киотский протокол, чему господин Говард - опять-таки не без влияния со стороны не подписавших протокол США - все эти годы отчаянно сопротивлялся. Помимо более прагматичного подхода к отношениям с Вашингтоном Кевин Рудд, бывший дипломат, прекрасно говорящий по-китайски, выступал за более тесные связи с азиатскими странами. Тем самым ему удалось уловить настроения электората, для которого, судя по опросам, главными в ходе выборов стали вопрос смены курса во внешней политике, забота об экологии, а также улучшение качества образования и здравоохранения.
Различия в экономической политике соперников носили по большому счету стилистический характер. По сути они друг с другом соглашались. И 68-летний господин Говард, и 50-летний лидер лейбористов выступали за необходимость поддержания профицитного бюджета и обещали схожую налоговую политику. В одни и те же проекты господа Говард и Рудд намеревались вложить и бюджетные излишки - с той единственной разницей, что первый обещал потратить на развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения и обороны $58 млрд, тогда как второй готов был выделить на эти цели на $5 млрд меньше.
Против консерваторов сыграл и громкий скандал вокруг возглавляемой Джоном Говардом Либеральной партии. В четверг несколько ее активистов были пойманы за распространением буклетов от лица несуществующей исламистской организации. Она призывала голосовать за лейбористов, поскольку те якобы с симпатией относятся к исламистам и выступают за строительство в Австралии новых мечетей. Австралийский лидер жестко раскритиковал коллег за нечестную игру, но скандал все-таки бросил тень на всю правящую коалицию.
Впрочем, по мнению большинства политологов, решающую роль в поражении консервативной коалиции сыграла банальная усталость избирателей от Джона Говарда, отсидевшего в кресле премьера четыре срока подряд. К тому же премьер, по сути, сам предрек поражение своей партии, когда в сентябре заявил, что в случае переизбрания на пятый премьерский срок он досрочно подаст в отставку и передаст пост нынешнему министру финансов Питеру Костелло. Вчера, уже после известий о поражении, премьер наконец-то предложил господину Костелло, долгие годы ждавшему шанса возглавить Либеральную партию, стать ее лидером. Но глава казначейства ответил неожиданным отказом, сказав, что вскоре вообще уйдет из политики в бизнес.
Проигрыш на выборах и неопределенность по поводу нового лидера Либеральной партии еще не все плохие новости для Джона Говарда. Через пару дней будет закончен подсчет голосов по округам, по итогам которого глава правительства, баллотировавшийся от одного из пригородов Сиднея, рискует вслед за креслом премьера потерять и свое место в парламенте. А такого в Австралии не случалось с 1929 года.