Джон Маккейн исключает Россию
Из «большой восьмерки»
Россию необходимо исключить из «большой восьмерки» в качестве наказания за отход от политических свобод и ужесточить отношения с Москвой. Такое предложение содержится в опубликованной в начале этой недели в журнале Foreign Affairs статье сенатора-республиканца Джона Маккейна, избравшего издание для обнародования своих внешнеполитических взглядов. Маккейн давно известен как ярый критик России, однако на этот раз его угрозы нельзя воспринимать как очередные гневные филиппики — шансы стать президентом у немолодого сенатора велики.
Большинство экспертов уверены: предстоящие президентские выборы в США будут гораздо сильнее зависеть от позиций кандидатов по внешнеполитическим вопросам, чем все предыдущие кампании. Главное, что будет играть роль, это точка зрения на военные кампании в Ираке и Афганистане, а также вопросы взаимоотношений со странами Евросоюза и Россией. Джон Маккейн предлагает не выводить войска из Ирака немедленно, как этого требуют его оппоненты из Демократической партии, но пересмотреть концепцию управления ВС в Ираке. Высказывания же сенатора о России куда более жесткие, нежели о хаосе на Ближнем Востоке. «Сегодня мы видим Россию, возглавляемую кликой бывших разведчиков. Они пытаются запугать своих демократических соседей, таких как Грузия, пытаются играть на зависимости Европы от российских нефти и газа. Нужно пересмотреть западный взгляд на реваншистскую Россию. Для начала нужно расширить G8 и включить в нее лидирующие рыночные демократии — Бразилию и Индию, а также исключить Россию», — полагает г-н Маккейн.
Впрочем, пока Джон Маккейн не является лидером среди республиканцев. Так, согласно последним опросам общественного мнения, он с 17% рейтинга находится на третьем месте после бывшего губернатора штата Массачусетс Митта Ромни (26%) и бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани (20%). Однако ни Ромни, ни Джулиани нельзя назвать чистыми республиканцами. Так, Джулиани в настоящее время выступает за контроль над продажей оружия и поддерживает право женщин на аборты. Примечательно, что две недели назад группа христиан-евангелистов (которые, кстати, внесли неплохой вклад в победу Буша) заявила, что из-за его позиции по абортам не поддержит кандидатуру Джулиани. Позиция же Митта Ромни по многим вопросам и вовсе неясна, что смущает избирателей. В 1994 году он выступал против гомофобных настроений в партии, а сейчас ярый борец против однополых браков. Естественно, подобные метания лишают его поддержки многочисленного гей-сообщества США.
Маккейн на фоне своих противников по Республиканской партии выглядит как настоящий консерватор. Единственное, что отталкивает избирателей, — нежелание сенатора поддерживать немедленный вывод войск из Ирака и его позиция по правам иммигрантов. Однако Маккейн, по словам исполнительного директора Института Катона Дэвида Боуза, «способен привлечь много денег для избирательной кампании, что немаловажно для внутрипартийной борьбы». Эксперты убеждены, что, если Маккейн станет следующим президентом США, отношения между Москвой и Вашингтоном неизбежно ухудшатся.