Политика и арифметика
Москва обещала не высылать 80 британских дипломатов
Вчера российский МИД ответил на обвинения и санкции в адрес Москвы, озвученные накануне министром иностранных дел Великобритании Дэвидом Милибэндом. Сначала российскую позицию изложил замминистра иностранных дел Александр Грушко, а затем она была оформлена в виде министерского комментария.
На Смоленской площади введенные Лондоном «так называемые санкции» расценили как «прямой путь к конфронтации и сужению возможностей для взаимодействия с Россией», в том числе в сфере борьбы с терроризмом. Там предупреждают, что «взятая Лондоном линия осложнит, если не сделает невозможным взаимодействие между Москвой и Лондоном по вопросам, затрагивающим интересы безопасности миллионов британцев и россиян».
Пока же МИД пообещал, что реакция России «будет адекватной и адресной». «В самое ближайшее время британские власти будут об этом проинформированы. При этом мы будем в полной мере учитывать интересы простых граждан, туристов, участников культурных и научных обменов, деловых кругов. Мы не хотим, чтобы они пострадали в результате политических действий Лондона», -- отметили в МИДе.
В понедельник министр Милибэнд заявил в стенах британского парламента о предстоящей высылке из Лондона четырех российских дипломатов и ужесточении визового режима с Россией. Он также пообещал обсудить в рамках Евросоюза будущее отношений ЕС и России. Британское правительство намерено таким образом заставить Москву выдать предпринимателя Андрея Лугового, которого Лондон обвиняет в отравлении в британской столице полонием бывшего чекиста Александра Литвиненко осенью 2006 года.
Вчера МИД России подтвердил, что никто не собирается выдавать Лугового в нарушение Конституции. Однако представитель МИД Великобритании сообщил «Времени новостей», что и позиция Лондона остается неизменной: «Наша позиция ясна -- этот человек (Луговой. -- Ред.) должен быть экстрадирован в Британию и предстать здесь перед судом».
Однако Москва считает, что это Лондон "задолжал" ей, а не наоборот. Великобритания решила выслать четырех российских дипломатов за одного не выданного ей российского гражданина Лугового. В ответ МИД России предложил британскому кабинету произвести нехитрый подсчет: «Россия обращалась с запросами о выдаче 21 российского гражданина, включая призывавшего к свержению существующего строя в России Березовского и пособника террористов Закаева. Ни один выдан не был. Пойди российская сторона по пути, избранному Лондоном, количество британских дипломатов в Москве сократилось бы по меньшей мере на 80 человек».
В Лондоне эту математику встретили с недоумением. Источник в Форин-офисе заявил вчера: «Все эти случаи совершенно различны. Очень серьезное преступление было совершено на британской земле. Королевская прокуратура подробно изложила обстоятельства дела об экстрадиции, и мы разочарованы, что не получили конструктивного ответа».
Возникает вопрос, в какой мере острота этого конфликта может отразиться на различных сферах российско-британских отношений. Последние годы между двумя странами успешно развивались торгово-экономические связи. Российско-британский товарооборот за 2006 год увеличился более чем на 28% и превысил 13 млрд долл. Накопленные инвестиции российских компаний в британскую экономику по состоянию на минувший год достигли полумиллиарда долларов.
Глава комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев счел необходимым призвать россиян «не впадать в панику и депрессию». По его мнению, нынешний дипломатический конфликт между Москвой и Лондоном «не нанесет существенного ущерба» российско-британским отношениям в торгово-экономической области. Что же касается политико-дипломатической сферы, то здесь, по мнению российского парламентария, возможны серьезные издержки: «Ведь действия кабинета Гордона Брауна дают лишний повод удостовериться в том, что среди наших европейских партнеров все еще действует принцип «что дозволено Юпитеру, не дозволено быку».
Генеральный директор турагентства «Интурист» в Великобритании Николай Чернов вчера выразил надежду, что объявленное Лондоном ужесточение визового режима не коснется туристов. «Я слышал заявление посла Британии в Москве Энтони Брентона, в котором он сказал, что туристы не пострадают, -- говорит Чернов. -- Слова хорошие, хотелось бы, чтобы они соответствовали действительности и в будущем у рядовых россиян не было никаких осложнений». Аналогичное мнение высказал менеджер регионального отделения одного из крупных лондонских туроператоров Джей Смит. Он сказал, что «количество туристов из России с каждым годом растет и было бы исключительно досадно, если бы этот поток по какой-то причине сократился или вовсе иссяк».
Другая категория людей, тревожащихся за будущее, -- британские бизнесмены. Питер Гамбро, чья компания занимает второе место по добыче золота в России, считает, что нынешнее напряжение в отношениях между Соединенным Королевством и Россией может осложнить жизнь британскому бизнесу. «Может быть, на уровне операций проблем и не будет, -- сказал он. -- Однако санкции Форин-офиса безусловно отразятся на деловой атмосфере. Нет сомнения, что изменится отношение россиян к иностранцам, и в частности к британцам. Конечно, это осложнит нам жизнь». По выражению Стивена Попа, главного стратега агентства «Кантор и Фицджеральд», «Россия даст британским компаниям почувствовать повышение температуры».
Пока что и Лондон, и Москва подчеркивают, что хотели бы уберечь бизнес от негативного влияния нынешнего кризиса. Однако газета «Дейли телеграф» прогнозирует, что если кризис в отношениях пойдет по нарастающей, ситуация может измениться. Это больно ударит по британским инвестициям в Россию и по 42 российским компаниям, акции которых представлены на Лондонской бирже. Вчерашний день показал, что подобный поворот возможен. Во вторник акции большинства российских компаний упали в цене. Биржевые аналитики назвали это «первым предупреждением политикам».
Тем не менее политические круги Великобритании поддержали действия правительства. Депутат парламента от либеральных демократов Майкл Мур полагает, что ситуация характеризуется «редким единодушием всего политического спектра». Энергично поддержали линию лейбористского кабинета Брауна консерваторы.
Вот как выглядят причины нынешнего кризиса по версии Джеймса Никси, секретаря отдела России и Евразии института «Чатем хаус» (Королевский институт международных отношений): «Корни конфликта лежат, конечно же, не в истории с Литвиненко. Они восходят к 2003 году, когда, закончив войну в Чечне и поправив экономическое положение страны благодаря взлету цен на нефть, президент Путин резко изменил характер российской внешней политики, сделав ее более жесткой, агрессивной. Именно тогда Россия стала требовать выдачи Березовского и Закаева. Не удовлетворившись тем, что британский суд нашел представленную Россией аргументацию неубедительной, а министерство внутренних дел предоставило беглецам политическое убежище, Кремль обратился за помощью к тогдашнему премьер-министру Тони Блэру. Но тот заявил, что не может вмешиваться в судебные решения. С этого момента отношения российского президента с Блэром, которого Путин, по-видимому, счел слишком слабым и не имеющим влияния, стали стремительно портиться. К ноябрю 2006 года, когда разразился скандал с отравлением Литвиненко, взаимное неудовольствие достигло апогея. Выводы Скотланд-Ярда о причастности к этому убийству Лугового и намеки на связи с властными российскими структурами вызвали еще большее раздражение Кремля. Об этом свидетельствует и фраза Путина, назвавшего «глупостью» требование об экстрадиции Лугового. Эта фраза особенно задела Лондон». По мнению г-на Никси, если тон Кремля в дальнейшем будет миролюбивым, Лондон предпочтет спустить дело на тормозах. При продолжении же конфронтации отношения могут быть заморожены надолго.
Немаловажно и то, сумеет ли Лондон убедить в необходимости коллективных мер в отношении Москвы другие страны Евросоюза, включая Германию. Россия надеется, что этого не произойдет. «Мы надеемся, что в Евросоюзе возобладает здравый смысл и его члены не поддадутся на очередные попытки превратить отношения России--ЕС в некий универсальный инструмент достижения односторонних политических целей, не имеющих никакого отношения к реальным интересам партнерства между ЕС и Россией», -- заявил вчера российский МИД.
Пока в Брюсселе и Берлине воздерживаются от далеко идущих заявлений. Пресс-секретарь верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы Кристина Галлах подтвердила вчера, что в повестке дня намеченного на ближайший понедельник заседания совета министров иностранных дел ЕС обсуждение предложений Великобритании о мерах в отношении России не значится. «В настоящее время идет активный обмен заявлениями на двусторонней основе между Великобританией и Россией, и мы пока воздерживаемся от комментариев», -- добавила г-жа Галлах. Что же касается Германии, то федеральный канцлер Ангела Меркель вчера выразила надежду на скорейшее разрешение кризиса в британо-российских отношениях. «Мы, разумеется, надеемся, что очень скоро нынешняя фаза будет преодолена и вновь будут восстановлены те хорошие отношения, которые все мы хотим иметь с Россией», -- заявила г-жа канцлер.