Дорогая моя горбушка

Что и требовалось доказать: явочным порядком хлеб становится стратегическим ресурсом. И цены на него в мире растут. Как они растут на нефть, золото и прочие высоколиквидные рыночные товары.
Причём мировая хлебная экономика помимо всего прочего ещё и густо замешена на большой политике. Ежегодно огромное количество пшеницы и кукурузы уходит на производство альтернативного биотоплива. Только в США в прошлом году на эти цели было пущено 100 миллионов тонн зерна. Это значительно больше, чем весь российский урожай 2006 года. Занимаясь биотопливом, американцы пытаются ослабить нефтегазовую зависимость Запада от России. А Россия, в свою очередь, в ослаблении зависимости западных экономик от наших углеводородов отнюдь не заинтересована.
И более того, министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев уже вбросил пробный шар, предложив создать своего рода зерновую ОПЕК - по примеру нефтяных монополистов. Предполагается, что создание этой структуры позволит и впредь удерживать Запад на традиционном нефтегазовом фундаменте экономики. А России ещё и поможет стать ведущим оператором на зерновом рынке в СНГ.
Так что нацеленность государства на поощрение экспорта зерна из страны очевидна. Но умывание властью рук со ссылками на стихию свободного рынка, дескать, принципиально не подлежащего госрегулированию, чревато неизбежным ростом цен на хлеб. Что, собственно, уже и происходит у нас повсеместно. Для никогда не жившей особенно сытно России вопрос этот по большей части политический. А потому интересно, какими именно методами власть намерена контролировать процесс хлебобулочного ценообразования и осаживать наиболее ретивых охотников за прибылью в ходе этого процесса. Если, конечно, власть вообще собирается это делать.
Вот заявил на днях заместитель губернатора Красноярского края Эдхам Акбулатов о том, что власть удержит цены на хлеб под контролем и что спекулятивные тенденции на этом рынке не пройдут. И вообще, мол, удорожание не превысит пределов инфляции.
Однако жизнь, как водится, безжалостно корректирует самые оптимистичные реляции чиновников. И производители хлеба уже разводят в недоумении руками: а с помощью каких инструментов власть собирается выполнять свои обещания? У неё что, под рукой огромные хранилища муки по прежним ценам?
Ведь даже такая крупная фирма, как ОАО "Красноярский хлеб", пока что ещё держится за счёт собственных запасов муки. Но ведь долго это продолжаться не может, подчеркнули вчера редакции на предприятии, рынок всё равно изменит ценовую ситуацию. Например, хлеб "Фирменный" из муки высшего сорта, пояснила пресс-секретарь ОАО "Красноярский хлеб" Галина Захаренко, с этой недели подорожал в среднем на рубль. Причину этого хлебопёки видят в мукомолах. С первого июля, говорят они, цены на муку выросли в среднем на 30 процентов. А 26 июля ожидается и ещё одно подорожание. Так, мол, и раскручивается ценовой маховик.
И это крупное предприятие, с широкой сетью фирменных магазинов, где тот же "Фирменный" хлеб инвалиды, пенсионеры, студенты и прочие малоимущие могут купить по фиксированной социальной цене в 10 рублей. Хотя и эта цена тоже, вероятно, повысится, быть может, только не столь резко. А что тогда говорить о куда более мелких производителях хлеба, у которых нет своих мучных запасов, магазинов и где совсем другая логика ценообразования? А ведь свою долю пирога, и изрядную, откусывает и торговля. И как же всё-таки в этих условиях власть намерена держать свои обещания? Одними клятвами перед телекамерами тут никак не обойтись.