Белый дом определит дозу
Правительство, поправив статью 234 Уголовного кодекса, станет судьей и палачом
Необходимость борьбы с оборотом наркотиков сомнений не вызывает. Но оказывается, ее тормозит сам УК РФ. В статье 234 "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта" есть все, кроме перечня означенных веществ и критериев, определяющих размер оборота. Рубеж серьезный: в "легком варианте" (деяние совершено одним лицом не в крупном размере) наказание - штраф до 40 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 180 часов, или исправительные работы до одного года, или лишение свободы до трех лет.
Те же деяния, совершенные группой лиц или в отношении тех же веществ, но в крупном размере, караются штрафом до 120 тысяч рублей или лишением свободы от четырех до восьми лет.
Вчера правительство исправило положение. Изящной поправкой: и перечень веществ, и критерий крупноразмерности определит само же правительство. Законодателей просят не беспокоиться.
Поправку к 234-й статье УК лоббирует Госнаркоконтроль (ФСКН). В самом ведомстве этого не отрицают. Глава департамента межведомственной и информационной деятельности ведомства генерал Александр Михайлов сообщил «Газете», что проблема сильнодействующих веществ назрела еще до создания его службы. По его словам, год назад она активно обсуждалась специалистами разных ведомств - ФСКН, МВД, Минздрава и т.д. Первый список веществ, подлежащих особому контролю, был составлен много лет назад постоянным комитетом при Минздраве под руководством академика Эдуарда Бабаяна. Адвокат Евгений Черноусов (он вел множество дел, связанных с наркотиками, психотропными и сильнодействующими веществами) пояснил «Газете», что решения Бабаяна о признании какого-либо вещества сильнодействующим носили по большому счету лишь рекомендательный характер, поскольку сам «комитет Бабаяна» был лишь общественной организацией. Многие эксперты (по некоторым данным, даже академик Бабаян) признавали, что многие из препаратов тогда ошибочно были признаны сильнодействующими.
При этом многие так называемые сильнодействующие вещества активно используются в нефтегазовой и химической промышленности. Естественно, намерениям наркоконтроля относительно нового списка и его утверждения активно воспротивились крупнейшие российские компании. Иначе они рискуют попасть в зависимость от наркополицейских. Тем более что примеры привлечения представителей химической промышленности за оборот сильнодействующих веществ уже есть. Как уже писала «Газета», в мае 2005 года Госнаркоконтроль возбудил уголовное дело по злополучной 234-й статье УК в отношении гендиректора ЗАО НПК «Софэкс» Алексея Процкого и руководителя ООО НПО «Софэкс Химзащита» Яны Яковлевой. Их обвинили в продаже этилового эфира различным предприятиям и организациям (в деле 36 эпизодов). Среди клиентов обвиняемых был даже химический факультет МГУ. В ФСКН посчитали, что эфир некоторыми покупателями использовался для изготовления наркотиков. В результате предпринимателей-химиков взяли под стражу. Правда, после того, как на их защиту встали правозащитники и депутаты Госдумы, их выпустили под подписку о невыезде. А дело вернули в прокуратуру «для устранения нарушений». Но до сих пор никакого решения по "делу химиков" нет. Защищающий их Евгений Черноусов убежден, что введение поправок в 234-ю статью неприемлемо. «Необходимо провести тщательную ревизию, детальную экспертную проверку по каждому веществу. Возможно, стоит вообще упразднить эту статью. А вещества перебросить из разряда сильнодействующих в другие - наркотические, психотропные или собственно безвредные. Кстати, за это ратует и ряд членов Общественной палаты», - заявил адвокат. Он особо отметил, что текст 234-й статьи с примечаниями об утверждении списка сильнодействующих веществ правительством все равно должен быть утвержден Госдумой. Черноусов сомневается, что в такой редакции он будет принят парламентариями. Член комитета по безопасности нижней палаты Геннадий Гудков заявил "Газете", что вопрос о списке сильнодействующих веществ «необходимо обсуждать публично». Депутат опасается, что поспешность может привести к решениям, которые выльются в очередные "дела химиков" и "ветеринаров-наркоторговцев". Он подчеркнул, что на днях проблема обсуждалась на заседании комитета безопасности в присутствии высших чинов наркополиции. В ФСКН в четверг от каких-либо комментариев по поводу выступления заместителя главы службы генерала Федорова в правительстве отказались, сославшись на отсутствие информации.