"Матери Беслана" разгромили зал судебных заседаний
Пропустившие террористов милиционеры амнистированы

Разгромом зала судебных заседаний завершился вчера в суде Правобережного района Северной Осетии нашумевший процесс в отношении троих руководителей Правобережного РОВД, обвиняемых в халатности, из-за которой боевики смогли захватить школу в Беслане. Матери погибших детей таким образом протестовали против амнистии, которую суд посчитал возможным применить к подсудимым - начальнику РОВД Мирославу Айдарову и двум его заместителям Таймуразу Муртазову и Гураму Дряеву. В итоге решение было зачитано в соседнем зале в присутствии только лишь секретаря и двух телеоператоров.
На вчерашнем заседании суд намеревался удовлетворить ходатайство подсудимых о применении к ним акта амнистии, что фактически означало окончание процесса. С чем категорически были не согласны члены комитета "Матери Беслана": они требовали, чтобы подсудимые милиционеры все-таки дали показания и объяснили, почему на пути террористов был всего один блок-пост, который они успешно миновали.
Поскольку судебное решение вступает в силу после его оглашения, именно эту процедуру и попытались сорвать два десятка потерявших детей женщин, явившихся утром в суд. Как только судья попытался зачитать постановление, члены "Матерей Беслана" не дали ему этого сделать: они хлопали в ладоши и стучали ногами в пол, мотивируя свои действия тем, что на завершающее заседание не явились подсудимые.
Оглашение решения перенесли на вечер. Но как только судья начал читать свой вердикт, не обращая внимания на протесты потерпевших, женщины приступили к настоящему погрому зала заседаний. Вначале были разбиты стекла. Видя, что страсти накаляются, судья поспешно покинул помещение. Но это только усугубило ситуацию: оставшись в зале, члены "Матерей Беслана" перевернули кресла и кафедру на глазах у судебных приставов, которые хоть и надели бронежилеты, но применять силу к разбушевавшимся женщинам не стали.
Стоит сказать, что за ходом этого судебного разбирательства потерпевшие следили не так пристально, как за процессом над Нур-Паши Кулаевым, однако на каждом заседании обязательно присутствовали представители "Матерей Беслана". Поэтому как только стало известно, что Мирослав Айдаров, Таймураз Муртазов и Гурам Дряев подали ходатайство о применении к ним амнистии от 22 сентября 2006 года как к лицам, совершившим преступление в зоне контртеррористической операции, пострадавшие сразу начали акции протеста.
Особое возмущение у них вызвал тот факт, что ходатайство подсудимых было сразу же поддержано прокуратурой. Женщины пикетировали здание республиканской прокуратуры, а затем направили жалобу на действия представителей следственной бригады Генпрокуратуры в ЮФО. "Мы считаем, что по отношению к виновным в трагедии первой школы не могут применяться никакие смягчающие меры", - заявила председатель комитета Сусанна Дудиева. Она пояснила, что пострадавшие намерены не допустить окончания процесса до того, как милиционеры дадут показания против вышестоящих руководителей либо признают себя виновными. "Мы прекрасно понимаем, что все это делается, чтобы помешать нам в стремлении усадить на скамью подсудимых не простых стрелочников, а высокопоставленных силовиков, - сказала Дудиева. - Руководители РОВД еще не дали показаний, а именно этого кто-то пытается не допустить любой ценой".
Пострадавшие также опасаются, что после создания прецедента будет автоматически прекращен суд и над руководителями РОВД Малгобекского района Ингушетии, на территории которой и был сформирован отряд террористов. "Мы и так не можем присутствовать на том процессе, так как подвергаемся оскорблениям со стороны родственников террористов и милицейских оборотней в погонах, - рассказала одна из активисток комитета. - Мало того, теперь суд могут вообще прекратить, и мы не сможем даже получить письменные материалы дела".
Между тем, по мнению адвокатов подсудимых, прекращение дела против их подзащитных - это оптимальный выход из положения. "Не приходится рассчитывать на оправдательный приговор в таком громком деле. Хотя совершенно очевидно, что подобные теракты не предотвращаются силами районного РОВД. Но так как по официальной версии теракт имел неполитический характер, значит, формально ответственность за его предотвращение лежит на МВД, но не на ФСБ".
Между тем "Матери Беслана" намерены продолжить акции протеста и добиться возобновления суда над милиционерами.
Уголовные дела, связанные с расследованием теракта в Беслане
Расследование трагических событий в Беслане в сентябре 2004 года, когда погибло 317 человек, началось сразу по нескольким направлениям. Основное из дел не закончено до сих пор. Организаторами теракта признаны Аслан Масхадов, Шамиль Басаев и подданный Саудовской Аравии Абу-Дзейт. Всех троих убили в ходе операций российских спецслужб. В отдельное производство было выделено уголовное дело единственного из чеченских террористов, кого удалось взять живым, - Нур-Паши Кулаева. В мае прошлого года он получил пожизненный срок.
Отдельные уголовные дела возбудили в отношении осетинских и ингушских милиционеров. Начальника РОВД Правобережного района Северной Осетии Мирослава Айдарова, начальника штаба того же отдела Георгия Дряева и замначальника по службе Таймураза Муртазова обвинили в преступной халатности. Согласно материалам дела, руководство РОВД не организовало на должном уровне несение патрульно-постовой службы в приграничном с Ингушетией районе. Как выяснилось, на пути террористов находился всего один блокпост, объехать который не составляло труда. И главное - не были приняты меры по пресечению действий террористов. По мнению прокуратуры, милиционеры, вмешавшись в самом начале захвата школы, могли попытаться обезвредить бандитов и спасти большинство заложников.
Аналогичные обвинения предъявили начальнику Малгобекского РОВД МВД Ингушетии Мухажиру Евлоеву и его заместителю по общественной безопасности Ахмеду Котиеву. Они "не заметили" появления в их районе крупной банды террористов, которые ухитрились разбить свой лагерь на подведомственной милиционерам территории и основательно подготовиться к захвату бесланской школы. Расследование по этому делу недавно было закончено, и материалы передали в Верховный суд Ингушетии.
Кроме того, родственники погибших заложников настаивали на привлечении к уголовной ответственности руководителей оперативного штаба в Беслане. Они требовали, чтобы на скамье подсудимых оказались уже бывшие президент Северной Осетии Александр Дзасохов, руководитель республиканского УФСБ Валерий Андреев, министр внутренних дел Казбек Дзантиев и глава местного МЧС Борис Дзгоев. Прокуратура отказывала в этих требованиях. Однако в прошлом месяце Ленинский райсуд Владикавказа признал необоснованным и незаконным постановление генпрокуратуры об отказе возбуждать в отношении них уголовное дело. Но, судя по всему, на скамью подсудимых чиновники и генералы не сядут. Верховный суд Северной Осетии постановление райсуда отменил.