Торжество зала
"Каждому свое кино" на фестивале в Каннах
Обычно на крупнейшем международном кинофоруме только и разговоров, что о предстоящей раздаче "пальмовых ветвей". После первого же просмотренного фильма и вплоть до церемонии закрытия критики прикидывают, кто из конкурсантов какого приза достоин. В этом году судьба "Золотой пальмовой ветви" (редкий случай!) пока что отходит на второй план. Все затмевают события по случаю празднования юбилейного 60-го фестиваля.
Конкурсные показы предваряются остроумными прелюдиями - краткими фрагментами из знаменитых картин Хичкока, Кубрика, Бастера Китона и других, где персонажи смотрели бы кино. Со времен классиков место встречи кинематографа с публикой не изменилось - это кинозал. Приняв эстафету у мэтров прошлого, ныне здравствующие постановщики объединились в юбилейном проекте под названием "Каждому свое кино". Продюсером ленты выступил президент фестиваля Жиль Жакоб. 33 трехминутные миниатюры от выдающихся режиссеров, таких как Вим Вендерс, Гас Ван Сент, Такеси Китано, Роман Полански, Кен Лоач, Ларс фон Триер, Вонг Кар-Вай, Чжан Имоу, почти столетний Маноэль де Оливейра, Аки Каурисмяки, братья Коэны и братья Дарденны, а также Андрей Кончаловский, представляют собой вариации на тему кинопросмотров. Ни один из авторов альманаха не знал, о чем снимают коллеги. Это привело к забавным совпадениям и перекличкам.
Сразу в нескольких короткометражках присутствуют слепые зрители, которым для эстетического наслаждения картиной достаточно звука или комментария друзей. Повторяется сюжет с воришкой, норовящим в темном зале стянуть сумочку у тех, кто чересчур увлечен происходящим на экране. Самым распространенным стал мотив захудалого провинциального зальчика, а то и вовсе сеанса на открытом воздухе в каком-нибудь африканском или азиатском захолустье. Благодарный зритель отыщется где угодно - были бы в наличии проектор и экран. Многие режиссеры не скрыли ностальгии по временам собственного детства и первых посещений кинотеатра, некоторые сетовали на вымирание старых обшарпанных залов и наступление эры мультиплексов. Китано обыграл проблемы с обрывом пленки во время сеанса, Триер прямо в кадре расправился с надоедливым разговорчивым зрителем, который мешал остальным смотреть кино, а герои короткометражки прошлогоднего победителя фестиваля Кена Лоача и вовсе долго решали, куда им пойти - в кино или на футбол, и радостно выбрали последнее. Одни фрагменты вышли смешными, другие пафосными, но главное, что почти все создатели фильма "Каждому свое кино" прибыли на фестиваль, прошли по красной дорожке и позировали для групповой фотографии. Вряд ли когда еще Канны увидят столько гениев и лауреатов "Золотых пальмовых ветвей" сразу.
Режиссеры здесь легко "крадут шоу" у кинозвезд. Почувствовав тенденцию, звезды и сами все чаще оказываются по другую сторону камеры. В параллельных основному конкурсу программах - несколько фильмов, снятых актерами. Брэд Питт дает пресс-конференцию в качестве сопродюсера гражданственной ленты "Сильное сердце" о западном журналисте, пропавшем в Пакистане. Леонардо Ди Каприо представляет на фестивале документальную картину "11-й час", где выступает в качестве продюсера и косценариста; фильм посвящен проблеме глобального потепления. Впрочем, отобрать хлеб у зубров документалистики и асов постановок "на основе реальных событий" не так-то просто. Американский режиссер Дэвид Финчер представил в конкурсе триллер про охоту за вполне реальным серийным убийцей в Сан-Франциско конца 1960-х - начала 1970-х годов. Выйти на след маньяка пытаются и полицейские, и журналисты. Причем последним удается, как всегда, подобраться ближе к истине.
А вне конкурса лауреат "Оскара" и Канн заслуженный антибушевец Майкл Мур завоевал аудиторию разоблачением ужасной на вид американской системы частной страховой медицины в фильме "Sicko". Если верить Муру, не то что в Канаде или во Франции, где медобслуживанием ведает государство, но даже на Кубе простого бедного американца, с полисом или без, вылечат быстрее и надежнее, чем в самих Штатах. Для наглядности режиссер вывез на Кубу для лечения нескольких разборщиков завалов на месте Всемирного торгового центра, и эта акция уже вызвала возмущение американских властей. Что касается заботы о собственном здоровье, то, по заверениям довольно тучного Майкла Мура, он уже занялся этим: начал ходить пешком и подниматься по лестнице. Видимо, по каннской.