ОС добра
Лубянка решила прислушаться к голосу общественности

Впервые в российской истории спецслужба изъявила желание регулярно интересоваться мнением сограждан о своей работе. Центр общественных связей ФСБ объявил вчера о создании Общественного совета (ОС), в состав которого зачислены члены Общественной палаты, ветераны службы, банкиры и даже священник из храма Святой Софии Премудрости Божией на Лубянке.
Как выяснила "Газета", многие члены ОС узнали о своем зачислении неожиданно и задним числом. Впрочем, вряд ли кто-то пожелает отказаться. Сотрудники Лубянки проявили явную гражданскую смелость, назначив своими консультантами людей, настроенных к ФСБ резко критически, например, Вячеслава Глазычева, обещавшего в интервью "Газете" поднять тему "почти подрывной деятельности этой структуры на низовом уровне".
Официально в задачи ОС входит «развитие взаимодействия органов безопасности с общественными объединениями, научными организациями и гражданами РФ в области обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ в части, касающейся органов безопасности». Предполагается также, что ОС будет помогать общественным объединениям, научным организациям и вообще любым гражданам рассматривать вопросы и обращения, связанные с обеспечением национальной безопасности, а также с обеспечением прав и свобод.
«Идея создания общественных советов зародилась в недрах Минобороны, - напомнил «Газете» Виктор Озеров, председатель комитета по обороне и безопасности Совета федерации. - Президент неоднократно говорил, и мы говорили о необходимости открытости силовых структур. Общественный совет - одна из форм, позволяющая открыть обществу то, что происходит в силовых структурах. Поэтому он необходим, тем более для такого ведомства, как ФСБ, потому что со времен ВЧК и НКВД эта структура воспринималась как нечто зловещее».
Председатель КГБ СССР в 1988-1991 годах Владимир Крючков в интервью "Газете" отозвался на этот счет осторожнее: "Общественный совет - это что-то новое в органах государственной безопасности. Пройдет несколько месяцев, и время покажет, нужна ли вообще эта структура".
Почему не включили депутатов
В положении об Общественном совете при ФСБ говорится, что этот орган будет проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов, разрабатываемых ФСБ России. «Ни о какой серьезной законопроектной экспертизе в этом совете речи быть не может, потому что во всех цивилизованных странах экспертизой законопроектов занимается парламент», - заявил «Газете» член думского комитета по безопасности, полковник ФСБ в отставке Геннадий Гудков. В беседе с «Газетой» он пожалел, что в совет не вошли его коллеги. «Ни разу нас, депутатов, которые служили раньше в органах госбезопасности, не пригласил директор ФСБ, не обсудил с нами задач, и то, что сегодня туда не вошли такие депутаты, как Ковалев, Маргелов, говорит о том, что функция экспертизы законопроектов будет носить только декоративный характер».
Вчера же стали известны имена некоторых членов ОС. В его состав вошли шесть членов Общественной палаты РФ: Вячеслав Глазычев, Владислав Гриб, Анатолий Кучерена, Александра Очирова, Андрей Пржездомский и Константин Фролов.
Как рассказали «Газете» новоназначенные члены совета, в частности, председатель комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития Александра Очирова, о своем новом статусе они узнали просто из почты - из полученных в воскресенье приглашений на первое заседание ОС, намеченное на 17 мая.
Кроме того, в состав совета, в частности, вошли председатель совета директоров ОАО «Норд», заместитель председателя санкт-петербургского и ленинградского областного совета «Динамо» Александр Фроничев, член совета ветеранов ФСБ Александр Ермолаев, президент Общероссийского
национального военного фонда Алексей Моляков, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, старший вице-президент Внешторгбанка Василий Титов, лидер союза ветеранов-пограничников отставной полковник Геннадий Згерский, а также настоятель храма Святой Софии Премудрости Божией на Лубянке отец Александр.
Анатолий Торкунов и Василий Титов от комментариев для «Газеты» воздержались, подтвердив лишь то, что действительно вошли в число консультантов Лубянки.
Анатолий Кучерена, председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур, признался «Газете», что создание ОС было инициативой Лубянки. "Сам факт создания ОС при ФСБ, которая всегда была закрытым органом, свидетельствует о том, что в России институт гражданского общества набирает обороты. Первое организационное мероприятие пройдет в четверг. Вопросы на повестке дня ОС прежде всего будут затрагивать работу сотрудников спецслужб. Я намерен поставить вопрос о законе "О государственной тайне». Я уверен, что рекомендации ОС будут оказывать влияние на ФСБ, - заявил адвокат. - Почему бы и нет? Ведь те советы, которые созданы сейчас, например, при Минобороны, работают достаточно эффективно. Другой вопрос, что выработать полезные рекомендации не всегда получается".
"Почти подрывная деятельность"
Его коллега Вячеслав Глазычев, глава комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления, также признался, что его поставили перед фактом. "Без меня меня женили. В воскресенье позвонил клерк из ФСБ, а вовсе не большой начальник, и просто поставил в известность, что в четверг должно быть заседание, поэтому всерьез я еще ни с кем не общался и не видел список членов ОС. Я считаю, чрезвычайно существенно видеть проблему национальной безопасности не только с ведомственной скамейки", - заметил Глазычев.
Он не сможет быть на первом заседании, но обязательно примет участие в дальнейших. "Я буду участвовать, буду настаивать, - пообещал политик "Газете". - На том, что необходимо всерьез заняться почти подрывной деятельностью этой структуры на низовом уровне. Есть огромное число свидетельств сращивания интересов низовых структур ФСБ, налоговых органов, суда, МВД, арбитражных управляющих фактически в целях оказания давления на бизнес и даже на целые города".
Банкир в погонах
Прочная связь органов и Внешторгбанка была очевидна еще в советские времена, когда ВТБ единственный из банков мог вести валютные операции за рубежом. На банковском рынке давно известно о тесных отношениях ВТБ и ФСБ. Это отчасти подтверждается тем, что вице-президент банка Василий Титов вошел в ОС. В связи с этим возникает версия о том, что иными офицерами ФСБ оболочка Общественного совета может быть использована для удачного трудоустройства после мартовских выборов 2008 года. «Взаимоотношения ВТБ и ФСБ имеют давнюю историю, - сообщил "Газете" высокопоставленный банковский аналитик. - В банке уже работает старший сын главы ФСБ Дмитрий Патрушев, который в ВТБ отвечает за одно из самых важных направлений - кредиты нефтяным компаниям. ВТБ может в нужный момент оказать чекистам финансовую поддержку». Представить размах работы ВТБ можно хотя бы по тому факту, что для открытия расчетного счета юридическому лицу здесь нужно иметь оборот не меньше $3,5 млн. «Накануне президентских выборов многие в Кремле понимают, что могут остаться без работы и поэтому хотят обеспечить себе теплое место, - предполагает банковский аналитик. - Скорее всего, утепляя отношения с ВТБ, они готовят себе на потом теплое место в правлении банка".
По соображениям государственной безопасности
По сообщению ЦОС ФСБ России, в основные задачи Общественного совета входит "развитие взаимодействия органов безопасности с общественными объединениями, научными организациями и гражданами РФ в области обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ в части, касающейся органов безопасности".
Кроме этого в задачу Общественного совета входит рассмотрение инициатив общественных объединений, научных организаций и граждан РФ, связанных с решением наиболее сложных и актуальных вопросов в области обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан. Общественный совет призван также решать задачи по выработке рекомендаций, касающихся совершенствования государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан РФ, конституционного строя РФ, проводить общественную экспертизу проектов федеральных законов, разрабатываемых ФСБ России, участвовать в выработке предложений по реализации мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала органов безопасности, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.
В качестве приоритетной обозначена задача по "привлечению общественных объединений, научных организаций, граждан РФ, в том числе представителей СМИ, к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, противодействия попыткам фальсификации истории Отечества и органов безопасности, дискредитации органов безопасности и их сотрудников".
Общественный совет при ФСБ России призван также осуществлять общественный контроль за деятельностью органов безопасности "в части, касающейся соблюдения органами безопасности конституционных прав и свобод граждан РФ".
А вы бы в какой общественный совет вошли?
Федор Хитрук, народный артист СССР, режиссер-мультипликатор:
А что, есть выбор? Но я бы ни в какой общественный совет не вошел, потому что мне кажется, что это чисто номинальные собрания. Во всяком случае, пока я от них не чувствую никакого эффекта. Да, я согласен с тем, что в них могут войти и входят люди с именем, и приветствую вхождение в такие советы деятелей культуры, потому что хотя бы там может быть услышан голос художника, а не чиновника. Но возымеет ли его голос какое-либо действие - вот в чем вопрос.
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:
Вообще-то я уже вхожу в общественные советы, а если меня пригласят еще и в общественный совет ФСБ, то я туда тоже войду. Ведь это может дать мне какую-то возможность встречаться с людьми, которые занимаются проблемами, близкими моим интересам. Но сейчас существуют два способа организации общественных советов: по указке свыше или ради моды. Правда, справедливости ради надо сказать, что существуют и такие общественные советы, в которых можно что-то сделать. Общественный совет при президенте России существует достаточно давно и кое-какие вопросы с его помощью решить удается. Например, поднимающие какую-то частную проблему и задевающие судьбу конкретного человека. А вот когда речь идет о том, что задеваются интересы России, то хоть лопни, но ничего сделать не получается! Но у нас не так много возможностей общаться с властями, так что возможностями войти в эти советы пренебрегать не стоит.
Сажи Умалатова, председатель Российской политической партии мира и единства:
Я бы с удовольствием вошла в общественный совет при ФСБ, если бы меня пригласили. Это очень хорошо, что создается этот совет! Да, это закрытая служба, но раз при ней создается такой орган, то прозрачность будет в любом случае!
Сергей Михайлов, предприниматель:
Я возглавляю такую крупную общественную организацию, как благотворительный фонд «Участие», а также являюсь вице-председателем Духовного культурно-просветительского центра, которым руководит святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Я с удовольствием приму участие в работе любого общественного совета, деятельность которого может принести реальную пользу России.
Виктор Рыбин, музыкант: А меня никуда и не возьмут! У меня очень затемненное прошлое (правда, будущее просветленное!). Хотя если бы меня пригласили, то я бы с удовольствием вошел в какой-нибудь совет при судостроительной корпорации, поскольку являюсь владельцем парохода и в этом понимаю. А вот в ФСБ я вообще ничего не понимаю! Наверное, в общественный совет при ФСБ все-таки должны входить люди, знакомые с функциями этой организации. А по большому счету вообще не надо никаких советов создавать, не понимаю, зачем это нужно. Неужели органы власти не могут с народом без посредников общаться? Так мы при Общественной палате еще какой-нибудь «подкомитет по очистке» создадим, а при нем еще что-то… Цепочка может тянуться бесконечно: просто плодим ненужные органы.
Александр Ширвиндт, народный артист России:
Я уже в стольких общественных советах, что даже не знаю, куда еще входить! Работается в них по-разному - какие-то симпатичные, а какие-то нет. Главное, чтобы это не было туфтой. А когда дело делается, то хорошо. Очень многое в советах зависит от состава и полномочий.
Ксения Собчак, телеведущая:
Я бы не вошла ни в какой общественный совет. У меня и так достаточно занятий и общественно-полезных функций.
Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
"Таких инициатив было уже много. На мой взгляд, подобные попытки надо приветствовать, но относится к ним достаточно настороженно. То есть пока эйфории у меня по крайней мере нет. Хотелось бы надеяться, что эта инициатива силовиков связана главным образом с желанием изучить право-преминительную практику, поскольку они все-таки должны находиться в рамках закона, что, к сожалению, далеко не всегда бывает...
Сама по себе идея неплохая, если она не прератится в очередную показушную акцию. Мол, смотрите, мы, ФСБ, облагораживаемся, начинаем работать с общественностью. А на следующий день - лупить палками всех подряд и сажать инакомыслящих. Если так и будет, то, конечно, толку от этого совета - ноль. Но я думаю, силовикам на этом не стоит остнавливаться, и надо создавать подобные советы по всей вертикали - не только на федеральном уровне, но и на региональном, в каждом субъекте федерации. Если этот процесс пойдет и дальше, спустится на места, тогда это можно только приветствоввать. Правда, пока неизвестно, кто войдет в этот общественный совет и по какому принципу вообще туда будут набирать людей. Это тоже очень важно.
Создание подобного Совета, я думаю, связано еще и с тем, что Россию в последнее время достаточно часто - и все более обоснованно - обвиняют в превращении в полицейское государство. Таким образом, на мой взгляд, одна из самых закрытых спецслужб мира пытается продемонстрировать, что она хочет изменить о себе представление, уйти от негативного образа советского времени".