Ракетная лакмусовая бумага
Совет Россия - НАТО станет подготовкой к июньскому саммиту G8
Сегодня в Осло открывается заседание Совета Россия - НАТО (СРН) в рамках двухдневной неформальной встречи министров иностранных дел НАТО под председательством генсекретаря Североатлантического альянса Яапа де Хооп Схеффера. В норвежской столице России предоставляется еще один шанс если не помешать планам США разместить в Польше и Чехии новые системы ПРО, то хотя бы затормозить процесс. О важности встречи в Осло говорит тот факт, что, по данным "Газеты", Владимир Путин в начале недели был готов лично приехать на СРН сразу после оглашения послания Федеральному собранию, но планы пришлось поменять из-за внезапной кончины Бориса Ельцина.
Помимо ПРО в Восточной Европе министры иностранных дел будут обсуждать другие ключевые вопросы мировой политики - урегулирование ситуации в Афганистане, статус Косово и дальнейшее расширение альянса. Из четырех важных пунктов повестки дня только один - Афганистан - не вызывает серьезных разногласий.
Официальным организатором встреч министров и представителей альянса по традиции будет глава внешнеполитического ведомства Норвегии Йонас Гар Сторе. Для мероприятий арендован пятизвездный Radisson SAS Plaza Hotel в Осло, а пресс-центр расположился в смежном отеле Speсtrum.
Россия протестует
Глава российской делегации министр иностранных дел Сергей Лавров встретится с госсекретарем США Кондолизой Райс в первый же день работы СРН. Главной темой разговора станут все те же системы ПРО в Польше и Чехии.
Как уже сообщала "Газета", Владимир Путин, принимая 23 апреля шефа Пентагона Роберта Гейтса, заявил, что его приезд в Россию открывает "достаточно насыщенный политический сезон в рамках российско-американских отношений". Кремль придает американским планам по ПРО огромное значение, о чем свидетельствуют регулярные публичные высказывания Лаврова, первого вице-премьера Сергея Иванова и парламентских политиков о том, что новые системы не имеют смысла, так как не в состоянии эффективно противодействовать современному наступательному оружию.
На дипломатическом и правительственном уровне позиция России формулируется так: есть опасения, что американские системы ПРО в Польше и Чехии в любой момент могут быть расширены и увеличены, а значит, потеряют свой смысл - противодействие возможным ракетным атакам государств-изгоев вроде Ирана и КНДР.
А вот начальник Генштаба ВС генерал Юрий Балуевский 24 апреля ясно сформулировал точку зрения военных: есть три подлинных намерения Пентагона. Во-первых, это угроза России: "Пусть кто угодно говорит мне об обратном, я как военный, как начальник Генерального штаба буду видеть первой эту истинную цель".
Во-вторых, это "достижение стратегического доминирования за счет увеличения технологического отрыва, в том числе и от развитых мировых государств". Начальник Генштаба твердо убежден, что американцы никогда не станут делиться технологическими секретами, которые будут испытывать в том числе на новых объектах в Восточной Европе.
В-третьих, по мнению Балуевского, США стимулируют свой военно-промышленный комплекс, что в конечном итоге не сулит России ничего хорошего. Почему второй человек в Минобороны уверен в этом? Начальник международно-договорного управления МО генерал-лейтенант Евгений Бужинский разъясняет: «Для того чтобы создать реальную угрозу США, нужно обладать ракетами межконтинентальной дальности, то есть дальностью полета свыше 10 тысяч километров. По нашей оценке, это невозможно. У этих стран этого нет». По его словам, такие ракеты есть только у России, а значит, не надо идти к гадалке или верить американским доводам.
Надежда на раскол
Совет Россия - НАТО имеет консультативный характер, а планы развертывания ПРО, как уже отмечала "Газета", формально не имеют отношения к альянсу и строятся на двусторонних договоренностях между США, Польшей и Чехией. Кроме того, помощник генсека НАТО Мартин Эрдман обратил внимание на тот факт, что встреча министров иностранных дел является неформальной, поэтому эпохальных решений ждать не стоит.
Тем не менее значение заседаний в Осло от этого не уменьшается, если учитывать приближающийся июньский саммит G8 в Германии, где споры вокруг противоракет и радара вспыхнут на высшем уровне. Какие предложения привезет Сергей Лавров в Норвегию? В сложившейся ситуации наиболее логичным будет настаивать на проведении доскональной инспекции пусковых шахт и командных пунктов. Директор Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок заявил "Газете": "Шахты требуют лишь небольшой модернизации, после чего их можно использовать для баллистических ракет. Не исключено, что Лавров попросит подписать соответствующий договор в рамках Совета Россия - НАТО, чтобы обезопасить себя».
Второе направление - это попытка сыграть на противоречиях внутри самого альянса. А они, безусловно, есть. «Об этом говорит критика европейцев по поводу пребывания войск в Ираке, нежелание участвовать в военных операциях на юге Афганистана, где в основном находятся американцы, англичане, австралийцы, канадцы», - отметил Анатолий Цыганок.
Слабые места НАТО тоже известны. Это разлад по линии англосаксонские страны - континентальная Европа, а также по линии старая Европа - новые члены альянса. Если старую Европу беспокоит общее пространство безопасности, из-за чего она не желает играть на нервах России, то США и Восточная Европа не придает этому столь большого значения. Источник на Смоленской площади подтвердил «Газете»: "Мы надеемся, что Старый Свет дистанцируется от позиции США и будет настаивать на том, чтобы вопросы, касающиеся общей безопасности, решались совместно, а не только с такими странами, как Чехия и Польша". В общем, дебаты вокруг ПРО (Россия объективно заинтересована в повышении их градуса) станут лакмусовой бумагой во взаимоотношениях Европы и США.
"План Ахтисаари не пройдет"
Второй важнейшей темой для обсуждения на этой неформальной встрече будет ситуация в Косово. Здесь мнение России тоже серьезно расходится с мнением партнеров из альянса - правда, поле для маневра гораздо уже, потому что позиция НАТО консолидирована. На прошлой неделе Москве удалось убедить Совет Безопасности ООН отклонить и отправить на доработку план Марти Ахтисаари, предусматривающий поэтапную независимость края, а полпред России в ООН Виталий Чуркин предложил создать комиссию Совбеза для поездки в Косово. Вчера в Приштину и Белград вылетела экспертная группа во главе с бельгийцем Йоханом Вербеком. Они пробудут на Балканах до 29 апреля, затем вернутся в Брюссель, где встретятся с Ахтисаари. Предстоящая встреча уже вызывает раздражение России. «План Ахтисаари, на который нет согласия обеих сторон конфликта, не может быть принят Советом Безопасности ООН», - заявил «Газете» замминистра иностранных дел Владимир Титов. Он подчеркнул, что позиция Россия основана на том, что предоставление независимости Косово повлечет цепную реакцию в других странах юго-восточной Европы, где компактно проживают албанцы. Примечательно, что Россия больше не апеллирует к ситуации в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии.
Недоверие
Очевидно, что отношения России и Запада переживают кризис, преодолеть который могут только президенты. Директор института проблем глобализации Михаил Делягин отметил "Газете" главную причину - высокий уровень взаимного недоверия. У каждой стороны есть множество аргументов, чтобы переложить вину друг на друга: "В действиях России есть элемент здравого смысла. Предположим, что эти ракеты не направлены против нее. Но предполагаемые иранские ракеты США намерены сбивать над Россией и Украиной. Какому государству это понравится?"
Площадка для встреч
Совет Россия - НАТО (СРН) создан 28 мая 2002 года в Риме. Он стал логическим продолжением политики сближения двух систем, заложенной в 1990-е годы Борисом Ельциным и Биллом Клинтоном, особенно после присоединения России в 1994 году к программе "Партнерство ради мира" и подписания в 1997 году Основополагающего акта Россия - НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности. Римская декларация называет СРН "механизмом для консультаций, формирования консенсуса, сотрудничества, совместных решений и совместных действий между государствами - членами НАТО и Россией по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе".
Совет работает под председательством генерального секретаря НАТО и строится на тех же принципах консенсуса, как Североатлантический альянс. На уровне послов и военных представителей СРН заседает не менее раза в месяц, на уровне министров иностранных дел, обороны и начальников генеральных штабов - два раза в год. Его формат предусматривает и встречи на высшем уровне.
Основная деятельность СРН ведется в рабочих группах и комитетах по сотрудничеству в области борьбы с терроризмом, нераспространения ОМУ, миротворчества, ПРО в зоне военных действий, использования воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, науки, вызовов современному обществу. Кроме того, регулярно работает подготовительный комитет, координирующий повестку встреч на уровне послов и военных представителей.
Наиболее успешными совместными проектами считаются миротворческие - в Боснии и Герцеговине в 1996 году и в Косово в 1999 году (несмотря на то что российский воинский контингент перебазировался на аэродром Приштины без согласования с НАТО).
Пик сотрудничества пришелся на 2001-2003 годы, когда Россия полностью поддержала США и НАТО в антитеррористической борьбе в Афганистане после атаки на нью-йоркский Всемирный торговый центр, но с началом войны в Ираке (март 2003 года) отношения заметно охладились. Этому способствовала внутриполитическая ситуация в России и начавшаяся критика Западом президента Путина. Сейчас СРН остается площадкой для встреч, а многие совместные программы практически свернуты.
Почему они так делают
Система ПРО США (National Missile Defense - NMD) создается для защиты от возможного ракетного нападения стран-изгоев. Соответствующий закон был принят конгрессом и подписан Биллом Клинтоном в 1999 году. После 11 сентября Джордж Буш-младший объявил, что NMD защитит не только США, но и союзников и дружественные страны. В рамках проекта с Америкой сотрудничают Великобритания, Япония, Израиль, Австралия, Канада, Дания, Польша и Чехия.
Первые пять ракет-перехватчиков были установлены на базе Форт Грили на Аляске в 2004 году. Затем на тихоокеанском побережье США должно быть размещено до 100 комплексов Payload Launch Vehicle/Exoatomsopheric Kill Vehicle. Система представляет собой ракету-носитель PLV, которая выводит на орбиту космический перехватчик EKV. Вероятно, что в Польше появится испытанный ЗРК Patriot новейшей модификации PAK-3.
На втором этапе до 2010 года планируется выведение на низкую орбиту 24 спутников STSS, а на геостационарную - двух аппаратов SBIRS.
На третьем этапе до 2015 года еще 150 систем PLV/EKV должны быть размещены в штате Северная Дакота.
Чьих ракет нужно опасаться России?
Марк Урнов, политолог:
Тех, у кого их еще нет. Менее всего нужно опасаться ракет цивилизованных стран - они предназначены не для нас. А вот некие сумасшедшие запуски вполне вероятны.
И еще у нас есть такой сосед, который все набирает и набирает мощь (я имею в виду Китай), а в его культуре сохраняются территориальные претензии к нашему Дальнему Востоку. В этом случае я бы предпочел говорить не столько о ракетах, сколько именно о военной опасности.
Нам надо не с ужасом смотреть на США как на потенциальную угрозу, а стремиться максимально объединяться с ними, создавая общую ракетную оборону.
Ирна Роднина, трехкратная олимпийская чемпионка:
А Россия ничьих ракет не боится. Просто иногда те, кому не нравится сильная и самостоятельная Россия, пытаются вынудить ее играть по их правилам. Мы, имея оружие массового уничтожения, в отличие от других государств ни разу его не использовали на территориях других стран. А вот наибольшая проститутка в политике, Америка, сбросила атомную бомбочку на Японию, помимо этого во Вьетнаме все перепробовала, Югославию бомбила, Ирак в крови - и все это во имя торжества демократии.
Думаю, что для страны, у которой вся история чуть больше 250 лет, остальной мир, живущий 10-12 веков, абсолютно ничего из себя не представляет. И дело даже не в правителях США.
Я долго там жила, и, помню, когда США бомбили Югославию, мама одной моей студентки (кстати, сотрудница CNN) совершенно искренне спрашивала: «Ира, я не могу понять, почему же они в Белграде встали на мосту и держатся за руки?» Я ответила, что это мост ХIII века и они его оберегают, потому что он один такой в Европе остался.
Роман Виктюк, режиссер:
Своих. Потому что в зависимости от увеличения количества ракет там и у противоположной стороны, то есть у нас, растет их количество. И не дай бог, если количество вдруг случайно перерастет в какое-нибудь качество!
А зачем каким-то там ракетам извне вдруг лететь к нам? Я этого не понимаю. Да и вообще, какие еще ракеты!? Вот начнется ледниковый период, льды как пойдут, и безо всяких ракет все сразу там будем.
Александр Серебров, летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза:
США запустили очередную утку по поводу слабости нашего ядерного щита. Например, их космический мотоцикл, на котором астронавты летали вокруг «Шаттла», и наш - это то же самое, что Harley Davidson с нашей стороны, а с их - какой-нибудь мотовелосипед.
Они только пыжатся и что-то пытаются изобразить из себя. Двигатели их ракет работают на 30-40 секунд дольше, чем у нашего «Тополя-М». Они пытались развалить производство нашего графита, который позволяет нам во много раз превосходить тягу американских твердотопливных двигателей, но им это не удалось, поэтому периодически они в политических целях эти утки и запускают.
Вопросов нет: если что, нам есть, чем ответить. Почему США сейчас пытаются расположить свои ракеты в непосредственной близости от наших границ: они просто не успевают вычислить траекторию наших. Но даже их ПРО в Польше, Чехии и даже (гипотетически) в Грузии им не поможет: США никогда не создадут такой графит и такие двигатели, как у нас.
Кстати, даже для самых мощных своих ракет Atlas они покупают двигатели у нас, а свою «уникальную» М-16 и во Вьетнаме, и в Ираке они на наш «калашников» меняли, да еще и приплачивали.
Гитлер, напав на СССР 22 июня 1941 года, говорил, что ни одна русская бомба не упадет на Германию, а мы Берлин уже 8 августа бомбили. Наверное, некоторые «ястребы» в США полагают, что в виртуальной войне будут только кнопки нажимать. Это не так.