А осадок остался...
Третий созыв Псковского областного Собрания депутатов с трудом завершил свою работу
28 февраля, в последний день зимы, состоялась 68-я сессия Псковского областного Собрания – последняя для депутатов в этом созыве, а для некоторых из них – и в жизни. Началась она в 11 утра - на час позже, чем обычно. Председатель Собрания Борис Полозов объяснил это тем, что, де, практически все депутаты третьего созыва в настоящее время являются также кандидатами в депутаты четвертого. И час времени им нужен просто позарез.
Надежды на то, что депутаты смогут провести заключительную сессию легко и непринужденно, «на таланте», развеялись еще до того, как была утверждена повестка дня. Вопросов в ней, учитывая дополнительную часть, набралось три с лишним десятка. А народные избранники, все как один, были явно не в духе.
Похоже, перипетии предвыборной борьбы не прошли для них даром. По крайней мере, шуток по поводу и без него из депутатских уст больше не звучало. Парламентарии раздражались, огрызались, и напоминали уже не беззаботных дембелей [ 1 ], а бедолаг-срочников, которым командир все не дает и не дает увольнения.
Сразу несколько вопросов в повестке дня требовали тайного голосования: о назначении председателя Счетной палаты области, члена облизбиркома с правом решающего голоса и представителей общественности в областную квалификационную коллегию судей.
Процесс организации голосования вызвал неожиданные трудности. Дело в том, что на суд депутатов было предложено семь кандидатур в квалификационную коллегию, однако проголосовать каждый народный избранник имел право лишь за шестерых. Поскольку депутатам было выдано по семь бюллетеней, на каждом из которых была одна фамилия, Иван Лысковец резонно заметил, что проверить соблюдение парламентариями данного условия будет невозможно. А нарушение процедуры голосования может поставить под сомнение легитимность вновь избранных членов коллегии.
Законотворцы упорно не могли взять в толк, о чем говорит их коллега-юрист. А когда наконец-то поняли, принялись бурно возмущаться. Особенно негодовала Елена Косенкова. «У нас что, совести нет?!!», - вопрошала она у депутатов. Депутаты почему-то молчали. Доводы же Ивана Михайловича в конечном счете остались не услышанными.
Закономерный интерес со стороны народных избранников вызвало рассмотрение законопроекта «О статусе депутата Псковского областного Собрания». Павел Николаев, попросив слово, предложил сократить размер отпуска народного избранника с 55 до 42 дней, а также увеличить зарплату помощников депутатов. «Я предлагаю десять тысяч! – заявил Павел Анатольевич. – Но соглашусь на восемь!».
Депутаты встретили последнее замечание дружным смехом. Как известно, г-н Николаев принять участие в выборах нового созыва Собрания не смог: из списков «Патриотов России» его «вычистили», заодно исключив из партии. Зарегистрироваться самовыдвиженцем ему тоже не удалось: избирком забраковал собранные Павлом Николаевым подписи, и его решение подтвердил сначала областной, а затем и Верховный суд. Так что в ближайшей перспективе ему светит вернуться в ставшие родными стены законодательного Собрания разве что в качестве помощника. Будем считать, что заявка принята.
Парламентарии гораздо больше озаботились вопросом о своих пенсиях. Поправка в закон гласила, что бывший депутат по достижении 65 лет получает 30% от заработной платы народного избранника. Мнения разделились. Бизнесмен Игорь Савицкий к перспективе получать по достижении пенсионного возраста несколько тысяч рублей из областного бюджета отнесся скептически, заметив, что «никто тут горб не сломал». Елена Косенкова в установлении одного и того же «пенсионного возраста» порога для депутатов обоего пола усмотрела дискриминацию женщин.
Впрочем, прокурор Псковской области Николай Лепихин не исключает, что данная норма в любом случае может быть опротестована его ведомством: депутатские бонусы на первый прокурорский взгляд дублируют государственную пенсионную систему.
Следующим пунктом преткновения стал вопрос «О налоговых льготах на 2007 год». Иван Лысковец поинтересовался у докладчика, председателя комитета по экономической политике администрации Псковской области Валериана Кленевского, почему в законе не предусмотрены льготы для организаций, закупающих сельскохозяйственную продукцию у крестьян. В настоящее время, по словам депутата, «крестьянину некому сбыть кроме как проезжему лицу неустановленной национальности теленка, корову или лошадь, ненужную в хозяйстве».
Павел Николаев творчески развил тему, возмутившись уже не отсутствием льгот, а их наличием: псковский облпотребсоюз ежегодно получает бюджетных преференций на 1 миллион рублей. Однако возглавляющий облпотребсоюз заместитель председателя Собрания Валентин Каленский ответил, что в 2006 году его организация закупила сельхозпродукции на 380 миллионов рублей. Что же касается предложения Ивана Лысковца, то г-н Каленский согласился с тем, что в нем «есть резон». «Надо создать систему льгот, возможно, по отдельным видам, нерентабельным сегодня. Вопрос поставлен правильно и мы готовы в этом участвовать», - заявил он.
В обсуждение вопроса пытался вмешаться вице-губернатор Дмитрий Шахов, напомнивший депутатам, что в настоящее время политика партии и правительства направлена на то, чтобы привлечь на рынки самих производителей. Так что вводить льготы, поощряющие перекупщиков, как-то не правильно. Однако народные избранники явно лучше г-на Шахова были знакомы с ситуацией «на местах». Борис Полозов авторитетно заявил вице-губернатору, что в настоящее время мелкие сельхозпроизводители сами доехать до рынка не могут, так что посредники, стимулированные льготами, им точно не помешают.
Тем временем были подведены и озвучены итоги тайного голосования. Председателем счетной палаты стала Марина Хохлова, начальник контрольно-ревизионного управления администрации Псковской области, кандидатура которой была внесена региональными властями. За нее высказались 22 депутата, против – 6. Самой г-жи Хохловой в зале в этот момент не было, и председатель Собрания был вынужден заочно поздравить ее с избранием и пожелать Счетной палате «конструктивной и плодотворной работы как с исполнительной властью области, так и с законодательной».
Новым членом облизбиркома стал начальник управления Псковской области по информационной политике и связям с общественностью Максим Костиков. За него проголосовали 18 депутатов, против - 9. На сессии он также отсутствовал, и Борису Полозову оставалось лишь выразить надежду на то, что г-н Костиков «будет честно исполнять свои обязанности и обеспечит нормальный избирательный процесс в Псковской области». Хочется верить, что г-ну Костикову эти пожелания передадут.
Представителями общественности в квалификационной комиссии судей стали заместитель директора частного охранного предприятия «Областное агентство безопасности» Владимир Гольдин, начальник отдела правового обеспечения «РусьРегионБанка» Ольга Райчева и начальник юридического отдела ООО «Псковский мелькомбинат» Олег Чистоборский.
В общем, подводя итог голосования по всем трем вопросам, можно сказать, что команда губернатора сыграла со счетом 3:0.
Тем временем Борис Полозов, сославшись на сорванный голос (всю первую половину сессии он действительно не говорил, а хрипел), передал бразды правления Валентину Каленскому. В повестке дня оставалось еще около двух десятков вопросов, а депутатов в зале становилось все меньше. Кое-кто не вернулся с объявленного перерыва, некоторые поднимались и уходили прямо с сессии. Похоже, спикер был прав, и неотложные предвыборные дела звали народных избранников в дорогу.
Оставшиеся, чтобы приблизить радостный момент окончания сессии, принялись одобрять законы практически без обсуждения. Однако настал момент, когда в зале осталось всего 17 парламентариев – минимум, необходимый для того, чтобы сессия могла работать. Теперь каждый голос был на счету. Каждый народный избранник теперь мог наложить «вето» на решение своих коллег, отказавшись голосовать или высказавшись против. Так и получилось. После того, как два вопроса так и не были приняты, Борис Полозов, сославшись на то, что дальнейшее продолжение сессии, несмотря на наличие кворума, становится бессмысленным, предложил свернуть е работу.
Но первый заместитель губернатора Игорь Максимов был категорически не согласен. В повестке дня оставалось еще как минимум четыре вопроса, решение которых было принципиально для администрации области. Работа продолжилась, а в зал вернулся Михаил Гавунас, что чуть упростило принятие решений.
«Домучив» сессию, депутаты искупали себя в овациях. Долгих речей, приличествующих моменту, не было: народные избранники и без того явственно дали понять, что их время – деньги. Причем немалые. Борис Полозов просто поблагодарил коллег за работу и пожелал им победы на выборах: «Полагаю, кому-то из нас придется встретиться в этом зале уже через месяц. Ну, а с теми, кому не придется, мы при встрече будем с улыбкой здороваться», - высказал Борис Геннадьевич надежду.
Депутаты согласно покивали и поспешили по своим делам. Фуршет по поводу окончания работы Собрания третьего созыва также не предполагался. Отмечать будут 12 марта.