От кредитомании нас всех излечит только суд?

Банковские кредиты нынче предлагаются с необычайной щедростью, чуть ли не на каждом углу. И россияне с удовольствием берут взаймы, они прочно подсели на «кредитную иглу». А между тем, дело уже дошло до того, что в долговую кабалу попадаются люди, даже не помышлявшие о том, чтобы взять кредит.
Встречают по одежке…
Как это случилось с Александром Марковым, например. Тринадцать лет назад парень попал в автомобильную катастрофу и стал инвалидом третьей группы. Последствия черепно-мозговой травмы негативно сказались на его психике. Короче, с тех пор Саша нигде не работает, живет с родителями-пенсионерами. По поведению тридцатидвухлетнего мужчины нетрудно догадаться об уровне его умственных способностей.
Весной этого года состояние Саши резко ухудшилось, он оказался прикованным к постели, сегодня врачи собираются дать ему первую группу инвалидности. Когда случилось несчастье, отец Александра, Павел Николаевич, случайно нашел дома документ, который поверг его в шок. Оказывается, некий банк выдал его сыну кредит на сумму 30 тысяч рублей. Проценты он не платил, поэтому из банка прислали письмо с обещанием обратиться в суд с иском.
Марков-старший попытался поговорить с сыном о том, зачем он брал деньги и куда дел огромную для их семьи сумму. По крайней мере, в дом Саша никаких покупок не приносил. Его скудной пенсией по инвалидности в 1800 рублей тоже распоряжаются родители. Парень пробормотал, что никаких денег в руках не держал. Сказал, что взять паспорт и сходить с ними в банк его попросили соседские парни. Так ли это было на самом деле, неизвестно.
Павел Николаевич пошел в банк, рассказал о своем горе, высказал удивление, как вообще могли выдать деньги человеку, у которого, простите, не все в порядке с головой. И услышал в ответ совет - оформить опекунство над Александром. Зачем? Может быть, для того, чтобы дать суду возможность рассмотреть вариант взимания суммы долга не с ответчика, а с его опекунов?
Такая перспектива Павла Николаевича испугала, их с женой пенсий и пособия Саши едва хватает, чтобы не умереть с голоду. Если еще из этих денег начнут вычитать рубли в счет долга…
По словам юристов, заставить родителей заемщика платить по счетам суд не имеет права. Но есть вероятность, что он обяжет должника отдавать часть своей пенсии в счет погашения долга.
Вообще ситуация неординарная. Судебной практики по таким делам у нас в крае нет. Но в любом случае, пенсионерам Марковым, вероятно, придется потратиться на консультации юристов. Без адвоката вступать в судебную тяжбу даже и не стоит - на стороне банка дюжина опытнейших юристов.
А между тем, это только на первый взгляд взять в банке кредит просто. Кроме документов - паспорта с пропиской - требуется еще пройти «фэйс-контроль». Работник кредитного отдела беседует с клиентом, оценивает его благонадежность. Опытные специалисты оценивают внешний вид потенциального заемщика, во время беседы тоже его тщательно «сканируют». И отказать могут даже прилично одетому гражданину, имеющему хорошую работу. Отказать - без объяснения причин. Такое случается довольно часто. Тогда как получилось, что деньги выдали инвалиду, который скорее всего толком-то и не знает, что такое кредит?
В должники по доброте душевной
По словам начальника службы судебных приставов Железнодорожного района Хабаровска Игоря Шуткина, его подчиненным еще ни разу не приходилось арестовывать имущество таких заемщиков, как Марков. Похоже, пока это действительно случай уникальный.
А вот историй, когда должниками оказываются люди из-за собственной доверчивости и доброты, хоть отбавляй. Кстати, специальной статистики исковых производств по банковским кредитам приставы не ведут. Специально для нашей редакции Игорь Юрьевич сделал такой анализ. Вот какая картина в этом плане складывается только в одном, самом крупном районе Хабаровска. На сегодняшний день жители Железнодорожного района задолжали банкам 55 миллионов рублей. В поле зрения приставов - более 500 человек. Больше чем 10 процентов из них - поручители.
Истории поручительства похожи одна на другую, как близнецы-братья. Родные и близкие, понятное дело, ставят свои подписи под банковскими документами без всякой задней мысли о возможных последствиях.
Согласитесь, трудно себе представить, что подставить способны родная дочь или друг, с которым все детство за одной партой просидели. Увы, такое случается довольно часто. Недаром ведь даже народная мудрость гласит о том, что дружба дружбой, а денежки врозь.
Гораздо удивительней беспечность другой категории должников. Довольно часто, по словам Игоря Юрьевича, люди соглашаются взять кредит на свое имя по чужой просьбе. Задумал, допустим, сосед купить машину, а прописки городской у него нет или есть уже кредит в другом банке.
Человек соглашается, почему не помочь хорошему человеку? Оформляет бумаги, получает деньги, отдает все соседу и спит спокойно. И только когда приходит судебная повестка, выясняется, что хороший парень новую машину разбил вдребезги, нигде не работает и по кредиту платить не собирается.
И вообще, якобы, ни у кого никаких денег не брал. Понятно, что для суда подобные оправдания кредитора никакого веса не имеют. Так же, впрочем, как и для банков.
Но в исключительных случаях, когда должнику действительно нечем платить, приставы советуют попробовать договориться с банкирами о более мягких условиях оплаты.
И финансовые организации нередко идут навстречу клиентам, ведь они заинтересованы прежде всего в возврате денег.
А законный путь возврата долгов, который используют приставы, долог и тернист.
Покосившийся шкаф, телевизор с поцарапанными боками, без пульта и документов, компьютер, диван с местами протертой обивкой - все, что за последние несколько дней судебные приставы смогли обратить в пользу истцов у ответчиков.
- Вот этот телевизор, например, стоит около 4 тысяч рублей, - говорит Игорь Юрьевич. Гляжу на импортного великана с экраном почти в два метра с сомнением. Неужели это чудо техники можно приобрести за такие деньги? Вероятно где-то и можно. Но дальнейшая судьба «обращенного» имущества приставам неизвестна. Все это реализуется через аккредитованные торговые организации, которые выбирает Российский фонд имущества. Оценивают вещи должников, кстати, сами приставы. Правда, с ними можно и не согласиться и попросить назначить цену независимого оценщика. Но это, как вы понимаете, стоит дополнительных трат, на которые ответчик не способен, раз дело дошло до описи имущества.
Когда будут проданы эти вещи и купит ли их вообще кто-то, неизвестно. Возврата долга можно ждать годами.
Забирать ежемесячно часть зарплаты должника тоже не выгодно - слишком долго. Поэтому банкиры и предпочитают идти на уступки, если человек не отказывается платить, но просит о снисхождении. Короче, относятся к попавшим в переплет клиентам по-человечески.
А некоторые банки, наоборот, впутывают своих заемщиков в такие истории, которые нормальным отношением язык не повернется назвать.
Денежная «игла»
Начинается все с того, что человек идет в банк, берет кредит, добросовестно его выплачивает. А через некоторое время получает по почте кредитную пластиковую карточку, которую можно активировать по указанному телефону и взять в банкомате определенную сумму денег.
Все легко и просто. По наблюдениям судебных приставов-исполнителей, 70 процентов граждан не отказываются играть вот в такую игру.
Вырваться из этого порочного круга довольно трудно. Допустим, на пластиковой карте 50 тысяч рублей. Человек решит взять только 10 тысяч. Возвращает банку с процентами, а счет на карточке тут же пополняется, и 50 000 рублей опять доступны в любую минуту.
А поскольку многие россияне живут небогато, редко кто отказывается воспользоваться этими деньгами.
Странная складывается ситуация. Лет десять назад взять кредит в банке простому человеку было практически невозможно - плохо. Теперь бери - не хочу - опять нехорошо.
Может быть, все потому, что у нас, у русских, принято кидаться из крайности в крайность. Но что возьмешь с нищего, замотанного жизнью обывателя, которому денежки предлагают на блюдечке с голубой каемочкой?
Порой он в силу своей юридической неграмотности даже не представляет себе, каковы последствия такого шага.
Может быть, господам банкирам стоит задуматься над тем, что происходит в сфере кредитования населения и постараться навести порядок.
Чтобы и самим не оставаться внакладе, и не доводить народ до финансового исступления?