Суши без риса
Россельхознадзор ограничивает ввоз на территорию России риса, заявляя, что он опасен для потребителя. Пермские контролирующие органы говорят об отсутствии каких-либо запретов на ввоз данной продукции, но рестораторы рассказывают об угрозе их бизнесу.
По распоряжению Россельхознадзора с 4-го декабря была остановлена выдача импортных карантинных разрешений на ввоз в РФ рисовой крупы и отозваны ранее выданные сертификаты. Таким образом, был введен полный запрет на ввоз риса в Россию: без этих фитосанитарных заключений импортную продукцию нельзя продавать внутри страны.
Однако в Перми утверждают, что никакого запрета нет. Как говорит руководитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) по Пермскому краю Анатолий Бражкин, «рис на территорию края поставляется при наличии надлежащих заключений независимо от страны происхождения. Мы проводим активные проверки ввозимой в Прикамье рисовой крупы и пока не выявили нарушений существующих норм».
По мнению специалиста, проведение подобных проверок не запрет на ввоз, а нормальное явление. «Тем самым Россия, — считает Анатолий Бражкин, — гармонизирует свои законодательство и санитарные нормы с европейскими и готовится к вступлению в ВТО. Проводимые проверки не повлияют на объемы и ассортимент поставок рисовой крупы». По словам специалиста, рис пока ввозится на территорию Пермского края, однако, судя по всему, речь идет о партиях риса, подготовленных к ввозу на территорию России до 4 декабря.
11 декабря глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью российским информагентствам сообщил, что партии риса, отгруженные до 4 декабря, «будут допущены к ввозу в пунктах пропуска через российскую границу в сопровождении фитосанитарных сертификатов и товарно-транспортных документов».
По мнению ряда экспертов, подобные ограничения введены не для «пресечения ввоза на территорию Российской Федерации опасной для здоровья потребителей продукции», а для защиты отечественного производителя. Нынешней осенью российские рисоводы собрали рекордно большой урожай. В этом году рисом было засеяно на 12 % больше площади, урожайность тоже существенно выросла, в итоге с полей было собрано порядка 730 тыс. тонн рисового сырья (неочищенного риса), из которого получится около 330 тыс. тонн рисовой крупы. Это почти на 30 % больше, чем в прошлом году, когда было произведено 259 тыс. тонн.
По словам экспертов, российские рисоводы не могут заменить большую часть импорта, приходящегося на длиннозерный рис, не растущий в России. Особенно больно это может ударить по заведениям общественного питания, специализирующимся на восточной (японской и китайской) кухне, где по технологии может использоваться лишь подобный рис.
Опасения экспертов подтвердили и пермские рестораторы, владеющие японскими ресторанами.
В ресторане «Ма-до» заверили в том, что на их работе подобные ограничения не отразятся, у них есть запас риса. В то же время, по словам представителя администрации ресторана, в своей работе «Ма-до» использует длиннозерный рис, и его нельзя заменить на выращиваемые в России сорта.
Генеральный директор сети общественного питания «Прикамье» (куда входит и сеть суши-бистро «Уми») Лев Журавлев был категоричнее. По его мнению, данный запрет — крайне негативное явление, которое тяжело отразится на деятельности ресторанов восточной кухни в России. «Нам нужен высококачественный рис, не культивируемый в стране, — говорит ресторатор. — В «Уми» есть месячный запас, но это рис из последней импортной партии, ввезенной в Россию, и закупленный нами в Санкт-Петербурге. Этого запаса нам хватит до 20 января, и, если ничего не изменится, будущее «Уми» мне неведомо».
P. S. По словам руководителя управления Россельхознадзора по Пермскому краю, достаточно сложной остается ситуация с ввозом на территорию России голландских цветов. В них, говорит специалист, обнаружен подкарантинный объект — западный (калифорнийский) цветочный трипс, который поражает не только цветы, но и другие тепличные растения. «Голландские производители не могут обеспечить фитосанитарные показатели, принятые в России, поэтому поставки цветочных срезов из этой страны приостановлены, — говорит Анатолий Бражкин. — Вокруг этого вопроса также никакого ажиотажа нет. Вся цветочная продукция нами проверяется, а так как большая часть цветочных срезов попадает в Прикамье по воздуху, в аэропорту Большое Савино создан фитосанитарный пост. Он проверяет подобную продукцию, поставляемую к нам из Польши, Германии и других государств».
Среди актуальных задач Управления Россельхознадзора по Пермскому краю его руководитель назвал работу по проверке племенного скота, поступающего в Пермский край в рамках реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Также велик интерес ведомства к сырам, рыбе ценных пород и икре лососевых рыб, поставляемым из Украины. Сейчас управление Россельхознадзора по Пермскому краю проводит проверки данной продукции, говорит Анатолий Бражкин.
Справка
Как говорится в письме главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, «речь идет обо всех карантинных разрешениях на ввоз рисовой крупы независимо от страны происхождения товара». В документе подробно перечислены претензии, возникшие у российских специалистов к поставщикам: с начала 2006 года выявлено около 2 тыс. тонн некачественной и опасной крупы с плесенево-затхлым запахом, поступившей из Пакистана, Индии, Таиланда и Египта; со сверхнормативным содержанием испорченных, пожелтевших и меловых ядер — из Китая; зараженных вредителями круп — из Индии и Вьетнама. В поставках из Испании, Уругвая и Таиланда обнаружено повышенное содержание пестицидов, из Вьетнама — опасного для здоровья человека вещества, хлорпирифоса (высокоэффективный инсектицид широкого спектра действия).
Еще раньше был введен запрет на ввоз генетически модифицированного риса из США. Годовой объем потребления риса в России в 2006 году оценивается в 700 тыс. тонн, что в розничных ценах соответствует 550–600 млн долларов. Годовой объем импорта составил в 2006 году около 350 тыс. тонн, 2 тыс. тонн некачественного риса — это чуть больше полпроцента от всего ввезенного объема.