Владимир не находит себе места
Памятник князю за 420 миллионов рублей, скорее всего, поставят на Боровицкой площади. Видеть эту абсолютно бесполезную с точки зрения национальной идеи фигуру в более знаковых местах столицы москвичи категорически не хотят
![Владимир не находит себе места](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/articles/115_0.jpg?itok=-7rGQLLh)
В стране начались невидимые торжества 1000-летия со дня смерти князя Владимира. Невидимые – потому что, несмотря на «Красно Солнышко» и высокое место в дежурном иконостасе РПЦ, этот исторический персонаж бессилен сыграть ту роль, которую так хочет приписать ему министр культуры Мединский. Роль общенационального символа. А потому вытянуть фигуру князя на общенациональное сочувствие-поддержку никак не получается.
Признаем: Владимира «Красно Солнышко» худо-бедно помнят – парадокс! – последние поколения выросших в советское время. Те, кто читал былины, собранные Киршей Даниловым (зачастую не зная этого), или русские сказки в обработке Афанасьева. Ну и студенты исторических факультетов вузов. Да еще немногочисленные прихожане РПЦ.
Самое главное торжество, которое намечало РВИО во главе с Мединским в рамках торжеств, с величайшим треском крахнулось. Я говорю о колоссе Владимира, которым планировалось изуродовать смотровую площадку на Воробьевых/Ленинских (кому как нравится) горах. Слава богу, народ у нас не быдло, и всероссийского позора (и трагедии) здесь не допустили. Автор памятника, Салават Щербаков, был, конечно, не удовлетворен, «истеричным индивидуализмом». «Мне прямо сказали, что в Московском университете недовольны религиозным содержанием монумента. Там якобы учится много атеистов», сказал он. На самом деле, студенты и профессора МГУ выступали именно против изуродования того архитектурно-паркового комплекса, которая данная территория представляет. И если люди не хотят, чтобы облик их родного города искажал некий новодел, то почему их сразу надо записать в истерики? «Территория памятника «Московский университет» очень корректна, экспертно точна, грамотна, очерчивает эспланаду университета, партер, который был спроектирован вместе с университетом. Понятно, что памятник, поставленный кому бы то ни было на кромке смотровой площадки, превратит завершенное творение в незавершенное», уверен координатор движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин.
В итоге в Мосгордуму поступило 7 предложений о новом месте размещения памятника. По данным опроса, проводимом в настоящее время РВИО, лидирует Боровицкая площадь. Это место в качестве пристанища для памятника Владимиру поддержал и мэр Москвы. «Там площадка полузапущенная, необустроенная, там можно сделать благоустройство соответствующее. Мне кажется, памятник там вписывается очень неплохо», заявил он в эфире радиостанции «Говорит Москва».
За Боровицкую площадь выступает РВИО и РПЦ. По мнению организаторов голосования, коммунисты хотя видеть Владимира на месте монумента Феликсу Дзержинскому на Лубянке. Именно они, утверждают сотрудники IT-службы РВИО, «накручивают» голоса в пользу Лубянской площади.
В движении «Архнадзор» считают, что вариант установки памятника на Боровицкой площади неприемлем. «Мы отстаивали эту площадь от архитектурного вторжения, когда в 2010 году на ней мог появиться депозитарий музеев Кремля. Мы и сейчас говорим: Боровицкая площадь не заслуживает никаких посредственных решений», говорит г-н Рахматуллин.
По мнению главы «Архнадзора», город поставлен перед выбором места и темы скульптуры. Но москвичи лишены права обсуждать качество самого архитектурного произведения. Постановка же готовой скульптуры рядом с Домом Пашкова, лучшим памятником раннего французского классицизма в России, и Кремлем способна породить лишь недоуменные вопросы.
«Прежде Москве доставались подарки от безудержного ваятеля, близкого к мэру, теперь его место занял любимый автор министра культуры, - констатирует координатор «Архнадзора» Петр Мирошник. - Москва уже получила вышедших из-под резца Щербакова императора Александра, патриарха Гермогена и переделанный обелиск в честь 300-летия дома Романовых в Александровском саду. А также памятник Столыпину у Дома правительства, памятник татарскому поэту Габдулле Тукаю на Новокузнецкой улице, памятники инженерам Королеву, Шухову, Мельникову и множество других. Скульптор плодовит и предельно скучен».
Что делать в сложившейся вокруг памятника князю Владимиру ситуации? «Для начала следует отказаться от предлагаемого проекта и любых мест его установки, а в день намеченного открытия провести другую церемонию, - предлагает Мирошник. - В Москве есть детская больница имени Святого Владимира. 4 ноября министр культуры и даже президент могли бы передать собранные деньги на оборудование этой больницы. А вопрос о памятнике следует решать на открытом творческом конкурсе. Судить его участников должно жюри профессионалов».
К сожалению, столичная мэрия и минкульт по такому пути идти не намерены.