В Лондоне обсудили влияние Октябрьской революции на мировую культуру
В Лондоне завершил работу Международный форум ученых-гуманитариев, посвященный культурному и художественному освоению результатов Октябрьской революции 1917 года, ее следу в искусстве и социальных практиках
В Лондоне завершил работу Международный форум ученых-гуманитариев, посвященный культурному и художественному освоению результатов Октябрьской революции 1917 года, ее следу в искусстве и социальных практиках. Форум был организован Московским педагогическим государственным университетом (МПГУ) при поддержке Россотрудничества и при участии Института мировой литературы РАН, других научных и образовательных институтов России и зарубежья.В его работе приняли участие исследователи России, Великобритании, Республики Беларусь, Бельгии, Венгрии, Германии, Казахстана, Латвии, Сербии, Словакии и других стран.
«Колоссальное влияние на мировую культуруВеликой Российской революции, составной частью которой был Октябрь 1917 года, неоспоримо, - заявила руководитель проекта, директор Института филологии МПГУ Елена Чернышева. - В рамках перекрестного Года науки и образования России и Великобритании это воздействиебылоосмыслено ещераз».
Участники форума «Социокультурная и эстетическая рефлексия Октябрьской революции 1917 года» отметили, что события столетней давности определили новые векторы развития культуры, призвав широкие массы к соучастию в строительстве нового мира, опрокидывая при этом прежние ценности и авторитеты.
В своем выступлении ректор МПГУ, член-корреспондент РАОАлексей Лубков обратился к образам национальной памятии культурыи влиянии на них революции. «Русская революция имела своих пророков – Пушкина и Достоевского, - сказал он. - Они обращались к внутреннему миру человека, пространству души, которые, в конечном итоге, и позволяют или не позволяют ему совершать революцию, очень точно отразив в своем творчестве все будущие типы русских революций». По словам Алексея Лубкова, ценностный раскол в русском обществе начала XX века наметился из-за действий государственных и революционных элит. Он также отметил, что в современном мире русская культура «интересна, в том числе и для Европы, тем, что она верна ценностным основаниям человеческого бытия».
Спектр тем и вопросов для дискуссии был широким: революционные плакаты, агитки синеблузников, соловецкие страницы мемуарной и художественной литературы, синтез революционного языка, архитектуры и живописи в московском метро, новаторские творения К.Малевича, В.Мухиной, Г. Клуциса, Р.Роллана, С. Рахманинова, С.Прокофьева и др. Директор ИМЛИ РАН В.В. Полонский осветил вопрос катастрофической эстетизации истории в русской литературе. Были выявлены как высокие интерпретации, так и травестия революционных мотивов (например, деконструкция идей советского общежития у А.Платонова или парадоксальное наследование советского авангарда в британской поп-культуре). Отдельные доклады были посвящены пост-октябрьским музейным и образовательным проектам.