Сусанины российской экономики
Главы Минфина и Минэкономразвития не имеют адекватной программы по выводу России из кризиса
В последнее время в безусловные лидеры по упоминаемости и цитируемости в сфере экономики вырвались министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Алексей Улюкаев. Конечно, по «весу» их выступлений и комментариев они не идут ни в какое сравнение с Владимиром Путиным или, скажем, Рамзаном Кадыровым, но информацию для серьезных и невеселых размышлений об экономических перспективах страны дают хорошую.
Очевидно одно: министрам хочется не просто выдать желаемое за действительное, но свои промахи и неудачи в макроэкономике представить как достижения.
Если все так хорошо, то отчего же все плохо?
Общий посыл комментариев от глав основных экономических ведомств заключается в том, что, несмотря на кризисы и спады, дна которых страна то и дело достигает, отечественная экономика все-таки развивается, а наблюдавшийся на протяжении последнего времени спад можно считать делом минувшим. Посмотрим же, что они говорят, а затем сопоставим их слова с объективной реальностью.
Итак, Алексей Улюкаев недавно заявил, что IV квартал 2015 года будет «дном» кризиса, а уже в 2016 году начнется экономический рост. На VII инвестиционном форуме «Россия зовет!» он отметил, что в ближайшие три года темпы роста инвестиций в российскую экономику могут взлететь почти до 8%, что приведет к приросту ВВП на 4,4%. Более того, на Международном инвестиционном форуме в Сочи министр утверждал, что наша экономика больше не ориентируется исключительно на нефтяную промышленность и даже встает на путь диверсификации и снижения издержек.
Проявляет сдержанный, но оптимизм и Антон Силуанов. Вот как он откомментировал «мусорные» инвестиционные рейтинги РФ, составленные западными агентствами: «Считаю сохранение суверенных рейтингов России в текущих непростых условиях снижения цен на нефть и понижения рейтингов других развивающихся стран свидетельством признания эффективности нашей экономической политики. Принятые в текущем году меры бюджетной и денежно-кредитной политики позволили поддержать финансовую и макроэкономическую стабильность, подстроить экономику к новым внешним условиям».
Формально Силуанов говорит правду. По данным текущей статистики, темпы спада ВВП и в промышленности в августе замедлились, а сельское хозяйство и вовсе показывает положительные темпы роста последние два месяца. Стала ниже и инфляция. Проблема не в этом. Министр на полном серьезе рассказывает как о достижении об отрицательных темпах роста. Да, упали, но не так сильно, как могли бы. Радуйтесь этому, дорогие россияне!
Но такой подход явно говорит о том, что управление экономикой в стране пребывает в состоянии системного кризиса. Да и не только экономикой. Рассогласованность действий и неумение выстроить систему видно во всем – начиная от выполнения майских указов Владимира Путина и заканчивая приемом больных на лечение по полисам ОМС.
Но вернемся к глобальным экономическим показателям. Допустим, экономический рост действительно восстановится к II кварталу 2016 года. Но где гарантии, что Запад не придумает для России еще какие-нибудь «сюрпризы»? При полной-то зависимости нашей экономики от «них»? Нынешний кризис в значительной мере вызван санкциями и падением цены на нефть. И продолжать в таких внешнеполитических условиях и, самое главное, перспективах прежний, «сырьевой» курс просто гибельно. Условием выживания страны становится смена управленческих подходов. Но обеспечить ее могут только люди с новыми подходами, с новым мышлением.
Куда ты ведешь нас, чиновник-герой?
А пока главы экономических ведомств страны продолжают бороться с кризисом теми же средствами, которыми этот кризис во многом и был спровоцирован. Производители так и не могут получить «дешевые» кредиты. Инструментов беспроцентного (или хотя бы низкопроцентного, то есть не под 15% или 12%, а под 0,5%) финансирования экономики как не было, так и нет. Наоборот, в ходе кризиса ставки поднялись еще выше, что вкупе с отпуском рубля в свободное плавание окончательно подорвало доверие бизнеса к власти. Центробанк и правительство твердят о зависимости уровня цен от размера денежной массы и неустанно эту массу сокращают. В результате реальной экономике, не «трубе», просто не хватает денег – тех же оборотных средств на запуск производств, на инновационные проекты. От такой политики страдает весь российский бизнес – от крупнейших корпораций до владельцев ларьков и крестьянских хозяйств.
Однако министр финансов называет подобный подход «поддержанием финансовой и макроэкономической стабильности». Это, по его мнению, позволяет «подстроить экономику к новым внешним условиям». Но как понимать эти слова? И о какой части экономики идет речь? Или стабильность - это сохранение правил игры, удобных чиновникам и близким к ним людям, а «подстроить экономику» под новые условия - значит сделать так, чтобы и в этих условиях «нужные люди» не остались внакладе?
Впрочем, очевидно одно: экономическая политика властей никак не реагирует на те вызовы, с которыми столкнулась сегодня страна. В экономике, да и не только в ней, видимо, решено пойти по принципу увеличения запретов. «Держать и не пущать». Но это – тупик, чреватый серьезными последствиями.
Кроме того, создается впечатление, что оба министра вполне довольны имеющейся обстановкой. Они взяли на себя роль стороннего комментатора. Случилось что-то плохое? Да, случилось. Но что делать, чтобы плохое не случалось и чтобы стало лучше, эти чиновники сказать не могут. Да и не особо хотят. И у Силуанова, и у Улюкаева к стране абсолютно чиновничий, аппаратный подход.
Из сказанного можно сделать вывод, что нынешние экономические и финансовые власти или не способны на какие-либо продуктивные изменения вообще, или как-то не очень настроены на укрепление суверенитета и процветание страны. Кстати, интересную информацию недавно озвучила Счетная палата. По оценке ее представителей, к августу антикризисный план был выполнен всего на 60%. Очевидно, что качественно эти показатели смогут измениться, если у руля экономической политики в стране будут стоять другие люди. Вопрос только в одном: дадут ли им появиться?