Hewlett-Packard, прощай?
Легендарная компания прекратила свое существование. Вместо этого появятся две новые фирмы HP Enterprise и HP Inc
Hewlett-Packard’а больше нет. Единая компания перестала существовать в минувшее воскресенье. Проблемы устойчиво преследовали ее последние 15 лет. Спорные приобретения, коррупционные скандалы, новые игроки на мировом рынке, просчеты с сетевыми проектами заставили руководство НР принять нелегкое решение. На последнем заседании акционеров глава корпорации Маргарет Уитмен объявила о самом крупном и сложном разделении в истории компании. «Это не побочный эффект, но это две компании топ-50, обе с доходом в $57 млрд. Это лучшее для HP с точки зрения руководства», заявила она.
Следует отметить, что в НР это не первое большое потрясение. Еще в 2002 году было пробное разделение – тогда на свет появилось подразделение Agilent. Но такого глобального, конечно, не было. Впрочем, о том, что НР в прежнем виде больше «не быть», стало известно еще в год назад. Именно тогда Маргарет Уитмен объявила о грядущем дроблении гиганта.
Казалось бы, процесс трансформации бизнеса, даже в мировых брендах, дело привычное. Но в случае с НР поражает то, как инженерно ориентированная компания, основанная в гараже Пало Альто в 1939 году как фирма по производству осцилографов, калькуляторов и другой техники, сошла на нет после ухода основателей Уильяма Хьюлетта и Дэвида Пакарда, а также их преемников.
По мнению экспертов, системные неприятности у НР начались в 2001 году. Именно тогда компания поглотила Compaq Computer, а пост исполнительного директора заняла Карли Фиорина. После этого череда неудачных M&A и, особенно, целая цепь скандалов буквально словно по чьей-то злой воле тянули HP в тупик. Это и иски против руководства компании в связи с обвинениями в шпионаже за журналистами; и поглощение в 2010 году Palm Computing с целью усиления мобильных возможностей HP, а потом продажа интеллектуальной собственности Palm. Потом были более крупные спорные поглощения HP, в частности приобретение компьютерного гиганта EDS в 2008 году за $13.9 млрд; через 3 года последовало вложение $11 млрд в Autonomy, компанию по производству программного обеспечения. Эти приобретения обернулись убытками в $8 млрд. каждое.
На этом фоне еще больше вопросов вызывали назначения топ-менеджеров. В сентябре 2010 года пост исполнительного директора занял Лео Апотекер. Его имя получило известность в связи с громким скандалом, связанным с приобретением в 2011 г. разработчика программного обеспечения Autonomy. Напомним, что Autonomy — международная компания со штаб-квартирой в Великобритании, занимающаяся разработкой программного обеспечения для обработки больших объемов структурированных и неструктурированных данных. Решения предназначены для управления данными, анализа, поиска информации, резервирования и т. д. Портфель компании содержит большое число продуктов для самых разнообразных клиентов. Например, он включает аналитическое ПО для медицинских учреждений и решения для управления видеонаблюдением.
В 2011 году HP приобрела Autonomy за $11,7 млрд, заплатив за каждую ее акцию на 79% выше рыночной стоимости. Кстати, именно тогда же просочились слухи о планах продажи компьютерного бизнеса и о намерениях Апотекера переориентировать HP на программное обеспечение и сервисы. Частью его стратегии и был отказ от производства персональных компьютеров.
Сделка была закрыта в октябре 2011 года. А когда компания отчиталась за последующий финансовый год, выяснилось, что с Autonomy не все так гладко, как расписали ее топ-менеджеры. HP была вынуждена зафиксировать убыток в размере $12,7 млрд. Из них около $5 млрд были списаны в результате «грубых бухгалтерских ошибок, искажения и неправильного представления финансовых показателей Autonomy, имевших место до ее приобретения компанией Hewlett-Packard».
В мае 2013 года датский фонд PGGM Vermogensbeheer подал иск в окружной суд в Сан-Франциско. Он обвинил HP в небрежной оценке финансовых показателей приобретаемой Autonomy, в результате чего фонд потерял миллионы долларов. Судебная тяжба завершилась только в июне этого года. Hewlett-Packard согласилась выплатить своим акционерам компенсацию в размере $100 млн в обмен на отзыв иска.
Серьезные трудности преследовали НР и в развитии сетевого бизнеса. Несколько лет назад компания заявила о намерении конкурировать с Amazon Web Services в сфере сетевого программирования. Однако впоследствии HP затормозили это дело, а на прошлой неделе фактически признали поражение, переориентировав собственное специализированное подразделение Azure на оказание помощи потребителям в пользовании Amazon или Microsoft.
Злую шутку сыграл с НР и бизнес в России. В ходе расследования, проводившегося в США, было установлено, что представители компании давали взятки сотрудникам российских государственных структур с целью получения выгодных госконтрактов. Самым громким стало дело о сотрудничестве с Генпрокуратурой РФ. По данным следствия, руководители HP Russia (ЗАО «Хьюлетт-Паккард А.О.») создали тайный фонд, часть средств которого была использована для дачи взяток российским чиновникам. Всего на подкуп было потрачено более $2 млн. Кроме этого, как отмечается в официальном заявлении Минюста США, «средства тайного фонда были потрачены на туристические услуги, роскошные автомобили, дорогие ювелирные украшения, одежду, мебель и другие предметы для российских госслужащих». Именно после этих скандалов компания начала стремительно терять доверие в других странах. В Канаде вообще рассматривался вопрос об отлучении НР на 10 лет от участия в госзакупках.
Что будет с НР теперь? Фактически, с небольшими изменениями реализуется план, разработанный еще при Лео Апотекере. HP Enterprise будет продавать серверы, программное обеспечение, сетевые и сопутствующие услуги. HP Inc. будет продавать принтеры и ПК. Оправдают ли себя новые направления или компания уже опоздала навсегда, станет ясно в ближайшее время. Во всяком случае, на фондовых рынках США в первый день торгов после разделения компании Hewlett-Packard на две части акции HP Inc подскочили на 13%, а Hewlett Packard Enterprise - снизились на 1,6%.