Охотники за славой
В спортивном мире стало очень модным болеть только за победителей
Недавнее громкое приобретение мадридским «Реалом» двух звездных футболистов – Кака и Криштиану Роналду – резко увеличит число людей, которые теперь будут разгуливать по улицам в футболках Королевского клуба с этими фамилиями на спине. В том числе и в России.
«Я болею за «Реал», – наверняка станут говорить они. Но век такого «боления» окажется недолог – как только команда начнет терпеть неудачи, эти «фанаты»-изменники срочно найдут себе новый, более успешный объект для поклонения. Таких мнимых болельщиков в спортивном мире уже давно называют глорихантерами (от английского «охотиться за славой») и дружно подвергают презрению. От чего их число, впрочем, не уменьшается. Попробуем разобраться в природе этого любопытного явления на примерах российских и зарубежных спортсменов.
На самом деле глорихантерство процветает не только в футболе. Взять, например, ту же «Формулу-1». По всему миру как грибы плодятся клубы поклонников английского пилота Дженсона Баттона. Кепки, футболки и прочие сувениры с 22-м номером и логотипом команды «Браун» – сейчас очень ходовой товар. И действительно, болеть за Баттона в настоящее время более чем приятно. Англичанин сенсационно резво стартовал в чемпионате мира-2009, выиграл шесть гонок из семи состоявшихся и, похоже, уже создал решающий задел для итоговой победы в первенстве. Но если ты поддерживаешь Дженсона – будь готов к тому, что тебя спросят, когда и почему ты начал это делать. На интернет-форумах болельщиков Баттона полно таких дискуссий. Причем в глорихантерстве фанатов английского пилота обвиняют не только поклонники, например, Кими Райкконена, но и свои же товарищи по «клубу любителей Баттона». Хотят, так сказать, сохранить чистоту рядов от временных прилипал.
«Не называйте меня глорихантером, – умоляет болельщик по имени Джефф. – Я следил за выступлениями Дженсона все последние восемь лет, когда он, как правило, плелся в хвосте». Но такие заявления обычно требуют доказательств – ведь действительно странно слышать, что ты столько времени болел за слабого пилота, который с 2001-го по 2008 год выиграл всего одну гонку. С этой точки зрения фанатам, например, Льюиса Хэмилтона куда легче. Молодой британец, придя в «Формулу-1», сразу начал побеждать. Так что у его поклонников есть железный аргумент – раньше, мол, за этим видом спорта вообще не следил, а тут как увидел суперталантливого Хэмилтона, так и зафанател. Таких болельщиков-новичков в свои ряды, как правило, принимают с охотой – если они, конечно, при первых неудачах того же Хэмилтона не находят себе новый объект для поклонения.
И все же самые яркие проявления глорихантерства, конечно, имеют место в командных видах спорта. Футбольный «Манчестер Юнайтед», пожалуй, абсолютный лидер по числу охотников за чемпионами. Их, можно не сомневаться, в процентном отношении подавляющее большинство. К началу 90-х годов прошлого века «МЮ» представлял собой скромную команду, за которую болели только жители Манчестера, да и то не все. Но с приходом Алекса Фергюсона на тренерский мостик клуб начал регулярно побеждать, и понеслось… Сначала армия болельщиков «МЮ» начала расти за счет поклонников в других английских городах. Потом фанатские объединения «Красных дьяволов» появились в различных странах Европы, в том числе и в России, – столичное отделение, например, называется Moscow Reds. Ну а затем благодаря грамотной работе маркетингового отдела клуба болеть за «Манчестер Юнайтед» стала вся Азия – от Японии до Ближнего Востока. Продажа футболок с номерами давно не играющего в «МЮ» Дэвида Бекхэма и только что ушедшего Криштиану Роналду приносила английской команде солидный доход. Причем в тех же Японии и Китае проводятся собственные футбольные чемпионаты, но японские и китайские туристы предпочитают разъезжать по миру в футболках «Манчестера», а не «Гамбы Осаки» или «Шанхай Шэньхуа». «Мы болеем за чемпионов», – всем своим видом говорят эти «фанаты». Но у настоящих болельщиков ничего, кроме презрения, такое поклонение не вызывает.
Еще одно сборище классических глорихантеров – это нынешняя армия поклонников «Челси». Нет, к тем людям, которые преданно болели за «синих» до 2003 года, никаких претензий нет. Но их в общем числе фанатов лондонского клуба явное меньшинство. Не секрет, что популярность «Челси» резко возросла после того, как владельцем «аристократов» стал российский бизнесмен Роман Абрамович.
А точнее, с того момента, как он стал тратить огромные деньги на приобретение звезд. Ежу было понятно, что команда, быстро превратившаяся в сборную мира, просто обречена на немедленный успех. Вот и заболели за «Челси» те же азиаты и, что уж скрывать, россияне. Лондонский клуб стал очень популярен в нашей стране. Болеть за него, мол, не есть глорихантерство, а вполне логичный выбор, потому что содержится он все равно на российские деньги. Но на самом деле такая точка зрения не что иное, как чистое лукавство, поскольку нетрудно догадаться, что если бы «Челси» боролся, допустим, за выживание или вообще играл бы в низшем дивизионе, то никому в России он интересен бы не был. Собственно, тот же лондонский «Арсенал», например, уже несколько лет как частично содержится на российские деньги – его акционером является бизнесмен Алишер Усманов. Но пристально следить за «канонирами» у нас начали только после прихода в команду Андрея Аршавина, а до этого момента особого поклонения к «Арсеналу», давно уже не добивающемуся успехов, не замечалось.
Собственно, и в российском футбольном чемпионате есть команды, большинство поклонников которых – чистой воды глорихантеры. Например, московский «Спартак», который без обиняков называли даже «народной командой» (как будто другие – антинародные). Пик популярности «Спартака» в нашей стране пришелся на 90-е годы, когда красно-белые девять раз стали чемпионами России. Тогда на эту команду ходили и политики, и артисты, и прочие статусные персонажи – просто потому, что она все время побеждала. Но вот в начале 2000-х годов эпоха славы закончилась, и армия фанатов «Спартака» поредела.
Хотя, надо признать, клуб и в трудные времена никогда не страдал от недостатка болельщицкого внимания (богатые традиции все-таки дают о себе знать). В советские времена, скажем, красно-белые и в первой лиге без проблем собирали на трибунах по 30 тыс. человек. Впрочем, времена изменились. К примеру, в последние годы резко возросло число поклонников заигравшего куда успешнее московского «Локомотива». Автор этих строк лично знает нескольких «фанатов», перекрасившихся из красно-белых цветов в красно-зеленые. И есть основания полагать, что это была тенденция. Опыт показывает, что число фанатов и других московских клубов с каждым годом меняется по кривой – в зависимости от их спортивных успехов. Взять тот же хоккейный ЦСКА. Когда армейская машина громила всех подряд в чемпионатах СССР, болеть за нее было очень приятно. Нередко встречались даже случаи, когда в футболе «поклонялись» «Спартаку», а в хоккее – ЦСКА, клубам-антагонистам. Но хоккейный ЦСКА уже давно перестал быть «машиной» и как результат потерял славу самой популярной команды страны.
Самое время поставить вопрос: а что плохого в глорихантерстве? Кому оно мешает? Да в принципе никому. Если человек получает положительные эмоции от боления за успешные команды – ради бога, это его личное дело. К тому же глорихантеры нередко перевоплощаются в преданных болельщиков, не бросают команду при первых же неудачах, а стойко переживают за них и в дальнейшем. И даже создают фанатские династии – приучают болеть за ту же команду своих детей. Но вот общественно-политическая, так сказать, сторона глорихантерства выглядит зачастую некрасиво. Речь тут даже не столько о болении, сколько о поклонении отдельным конъюнктурным видам спорта. Нравился, например, первому президенту России теннис – ракеткой вдруг замахала вся политическая и деловая элита. И хорошо, если бы только для здоровья, а не для того, чтобы быть как можно ближе «к телу». Появился у нас во власти лидер, занимающийся дзюдо и горными лыжами, – некоторые политики, как тот, что из фильма «День выборов», оказывается, занимались дзюдо и горными лыжами «уже тогда». На самом деле в общественной науке давно изучают человеческую потребность быть на стороне победителей. И спортивная сторона этого явления, как выясняется, самая безобидная.
Как Лев Яшин стал жертвой глорихантерства
Перед чемпионатом мира 1962 года в Чили вратарь сборной СССР по футболу Лев Яшин был едва ли не самым популярным человеком в стране. С ним мог конкурировать разве что первый в мире космонавт Юрий Гагарин. И неудивительно: к этому времени легендарный голкипер уже выиграл Олимпиаду-1956 и первый Кубок Европы-1960. Но в четвертьфинале чемпионата мира-1962 сборная СССР проиграла хозяевам турнира (0:2). Матч по телевидению не транслировали, однако через два дня в одной из центральных газет вышла анонимная заметка, в которой главным виновником поражения назывался именно Яшин. Этого оказалось достаточно, чтобы фанаты вмиг забыли все заслуги великого вратаря. Больше того, ему звонили домой и угрожали расправой. На его машине писали неприличные слова. Возле подъезда собирались группы агрессивно настроенных людей. Когда Яшин выходил на поле в составе московского «Динамо», народ свистел и выкрикивал гадости. И самое ужасное, что особенно свирепствовали динамовские болельщики. Поэтому главный тренер команды Александр Пономарев некоторое время ставил Яшина в ворота только на выездных матчах. Но все изменилось в один миг, когда в конце 1963 года голкипера пригласили на матч, посвященный столетию английского футбола. Сборная Англии играла против сборной мира. Яшин провел на поле лишь 45 минут, однако был великолепен – все зрители на стадионе «Уэмбли» рукоплескали ему стоя. Затем тренер сборной СССР Константин Бесков выпустил Яшина в отборочном матче чемпионата Европы против Италии в Риме. Советская команда победила, и во многом благодаря тому, что Яшин намертво взял пенальти от лучшего снайпера итальянцев Сандро Маццолы. В конце года ведущие журналисты мира почти единогласно признали Яшина лучшим футболистом Европы, и ему был вручен «Золотой мяч». Стоит ли говорить, что он снова стал кумиром миллионов...(Александр Кочетков)