"Национальная ассамблея": демонстрация бессилия
Первое заседание «Национальной ассамблеи» выявило три важных факта в отношении радикальной оппозиции в России: ее совершенно несерьезный характер, полное отсутствие социальной поддержки и связь «несистемщиков» с беглыми олигархами.
Неприятные сюрпризы поджидали делегатов Нацассамблеи, собравшихся в здании бизнес-центра на Краснопролетарской. Прежде всего, выяснилось, что около половины от заявленного организаторами числа делегатов проигнорировало Нацассамблею, попросту не явившись на заседание.
Затем настроение собранию основательно подпортила самая юная «делегатка» Ассамблеи - Анастасия Курт-Аджиева, которая, открывая заседание, неожиданно заявила, что Нацассамблея может превратиться в «заседание прозаседавшихся» и выступила «против создания комиссий и принятия законов Национальной ассамблеи». То есть тех самых пунктов, которые являются ключевыми в составленном Каспаровым накануне «Порядке работы Национальной ассамблеи».
У Анастасии быстро забрали слово, но некоторое время спустя в зале опять поднялся ропот: делегаты начали обсуждать известие о том, что один из авторов идеи Нацассамблеи - сотрудник Института Катона (США) Андрей Илларионов - намеревается создать отдельную «либеральную партию», куда не собирается приглашать Каспарова.
В этот момент вмешались Каспаров и Лимонов, которые немедленно свернули обсуждение этих острых тем и приступили к тому, ради чего, собственно, и созывалась вся Ассамблея - к оглашению состава ее «президиума». Как оказалось, почетное место в президиуме отведено ставленникам олигархов. В частности, кроме самих Каспарова и Лимонова, и «статистов» из различных мелких политических группировок («яблочника» Резника, «коммунистов СССР» Пригарина и Шенина, Андрея Илларионова), в руководящем органе Ассамблеи присутствуют экс-депутат Госдумы от КПРФ Алексей Кондауров и бывший председатель ЦБ России Виктор Геращенко. Оба этих человека в свое время трудились в топ-менеджменте компании ЮКОС.
И отставной генерал-майор КГБ Кондауров, который занимал пост главы аналитического управления ЮКОСа, и Виктор Геращенко, с 2004 года бывший председателем директоров компании, очень хорошо осведомлены о делах совладельца компании Леонида Невзлина. По-видимому, их присутствие в президиуме Нацассамблеи может пролить свет на источники финансирования мероприятий Гарри Каспарова, который обычно снимает для своих «конференций» шикарные гостиницы вроде питерского «Англетера», не имея, однако, ни массовой поддержки, ни видимых источников больших доходов.
Напомним, что в конце 2007 года Каспаров уже делал попытки выдвинуть Геращенко, которого СМИ часто называли «человеком Невзлина» в «президенты от оппозиции». Британская BBC приводила заявление в августе 2007 года заявление представителей Невзлина о том, что «на поддержку российской оппозиции может быть направлена часть средств нефтяной компании ЮКОС, размороженных судебными властями Швейцарии», то есть часть из $250 млн, принадлежащих акционерам ЮКОСа, которые находятся на счетах в швейцарских банках.
Сам Невзлин на страницах израильской «Маарив» подтвердил намерение учредить гранты для правозащитников и организаций, «которые продолжают свою деятельность в России, несмотря на репрессии со стороны путинского режима». За Каспарова ответил его коллега по «Другой России» Эдуард Лимонов, в интервью BBC пославший «ответный сигнал». Он заявил, что коалиция примет предложения Невзлина о финансировании, так как «вложения частных лиц приветствуются».
Однако, несмотря на мощное финансирование, Каспарову и Лимонову удалось привлечь в ряды «Национальной Ассамблеи» лишь «политическую мелочь» разного масштаба, в то время как лидеры оппозиционных партий - СПС, «Яблока», КПРФ, «Справедливой России» и даже националисты из незарегистрированной «Великой России» официально отказались от участия в Национальной Ассамблее.
Не лучше дело обстоит и с поддержкой «низов» - из всего списка заявленных делегатов на заседание явилось не больше половины. При этом даже среди них худо-бедно избиралось лишь 150 человек от «леворадикалов» и националистов, остальных записали в Ассамблею сами ее организаторы.
С такими «успехами» говорить о какой-либо «представительности», а тем более, «легитимности» органа с громким названием «Национальная ассамблея» явно не приходится. Поэтому принятая участниками Ассамблеи Хартия, в которой они поклялись «не жалеть своих сил и даже жизни для восстановления в России суверенитета и власти народа», на самом деле столь «далека от народа», что способна ввести в заблуждение лишь рьяных сторонников Каспарова или мелких политиков-утопистов, мечтающих повысить свой статус и расширить аудиторию от нескольких человек до пары-другой сотен «другороссов».