Аура под цвет джинсов
В прокат выходит фантастический триллер Индиго
Сегодня на экраны вышла новая российская картина "Индиго" про нелегкую жизнь излишне одаренных детей и подростков. Индиго, как поясняет в фильме режиссера Романа Прыгунова директриса лицея для юных гениев, - это не только популярный синий окрас джинсов, но и цвет ауры ребятишек, наделенных необычными способностями. Как ясно из других (в основном зарубежных) лент на похожие темы, у циничных взрослых по отношению к одаренным детям преобладают два подхода: либо их боятся и стремятся подстричь под общую гребенку, либо пытаются эксплуатировать суперменские качества в стратегических целях. В "Индиго" за несчастными детьми-экстрасенсами тоже идет охота. Причем самое живое участие в этом принимает отвратительный московский маньяк.
Фильм можно назвать долгожданным - и вовсе не оттого, что в ролях тут заняты отпрыски известных фамилий от Ивана Янковского до Никиты Преснякова, и было интересно посмотреть, отдохнула ли природа на детях. За причинами, побуждавшими ждать новой работы режиссера Романа Прыгунова, придется вернуться в начало 2000-х. Наша кинообщественность тогда радовалась возрождению российского кино, появлению массы новых молодых постановщиков и продюсерских компаний. Все предвкушали появление множества свежих отечественных картин, которые бы потеснили в прокате зарубежную продукцию.
Как раз в то время в конкурс Московского кинофестиваля попал полнометражный дебют Прыгунова "Одиночество крови": детектив про фармацевтов с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Одни критики отнеслись к странной и неровной картине со сдержанным интересом, другие - разнесли ее в пух и прах. Но немногие сходу поняли, насколько ценным и дефицитным является безусловное наличие у режиссера собственного видения (с ударением на первом "и"). Между тем Прыгунов едва ли не единственный из своих коллег-клипмейкеров сумел уловить ту меру зрелищности и визуального креатива, которых до сих пор не хватает нашему кино и прежде всего - мейнстриму.
Если присмотреться к большинству картин, рассчитанных на широкого зрителя, то кажется, что они сняты в безвоздушном пространстве. Ракурсы и планы заимствованы у телесериалов, а постановка света - у статичных по своей сути театральных постановок. Или же, что еще хуже, режиссеры настолько увлекаются клиповым монтажом и цирковыми трюками с камерой, что фильм превращается в откровенный трэш. Когда сидишь в кинозале, все это дико раздражает, особенно если есть возможность сравнивать отечественный продукт с зарубежными аналогами.
Российский фильм для массовой аудитории (мы не берем сугубо авторское кино, которое привечают на зарубежных фестивалях), как правило, можно узнать с одного кадра - именно из-за бедного, тоскливого визуального ряда. Появление в профессии Романа Прыгунова вместе с его оператором Джеймсом Гуччиардо, явно не обделенных ни художественным вкусом, ни чувством цвета, виделось хорошим знаком. После "Одиночества крови" очень хотелось, чтоб они продолжили в том же духе. Чтоб опять сделали нам красиво и скорее сняли что-нибудь еще на уровне мировых стандартов.
Ждать пришлось шесть лет. Для нешедевра слишком долго, но в целом фильм "Индиго" не разочаровал. Визуально его просмотр даже радует, хотя для триллера картина, пожалуй, не слишком динамичная. А за стройностью сюжета, говорят, проследили помимо постановщика еще и продюсеры. Но раскрывать подробности интриги заранее ни к чему. Стоит лишь отметить, что в фильме нашли отражение многие увлечения современных тинейджеров - от компьютерного хакерства до скейтборда. Несовершеннолетние актеры во главе с юным Янковским держатся достойно. Поколение учителей и родителей, сыгранное, в частности, Михаилом Ефремовым, Марией Шукшиной и Гошей Куценко, понимает, что по сценарию им надлежит держаться на втором плане. Единственный, кто огорчает тотальной фальшью, это маньяк в исполнении Артема Ткаченко. Но поскольку как отрицательный герой он и не должен вызывать симпатий, то неприятие его персоны даже естественно, и режиссерской неудачей это не выглядит.