Президентом США станет полная "ослица"
Если Хиллари Клинтон не остановит темнокожий конкурент-демократ или слон-республиканец
5 февраля в США наступит "супервторник" - первичные выборы почти в половине американских штатов. Тогда наконец определится круг кандидатов, реально претендующих на Овальный кабинет.
Никогда прежде в политической истории США не было такой концентрации праймериз: в "супервторник" республиканские первичные выборы состоятся одновременно в 21 штате, а демократические - аж в 24. Итоги этого "массового заплыва" станут решающими. И хотя голосования в оставшихся штатах продлятся вплоть до июня, имена тех партийных кандидатов, которые выйдут в финал, будут уже названы.
"Сборище людей, производящих много шума"
Система первичных выборов в каждом из штатов имеет свои индивидуальные черты. К примеру, в Нью-Гэмпшире для участия в них достаточно заплатить в местный бюджет особый налог — всего одну тысячу долларов. В других местах кандидату требуется собрать определенное количество подписей однопартийцев. В Теннесси, например, достаточно всего 25 письменных подтверждений. В штате Мэн потребуются уже две тысячи подписей — причем все они должны принадлежать зарегистрированным членам той или иной партии, постоянно проживающим в одном городе или графстве. В штате Нью-Йорк необходимо собрать не менее 15 тысяч подписей, а это примерно 5% зарегистрированных членов партии.
В некоторых штатах США местные парторганизации проводят особые конвенции, чтобы определить список политиков, допущенных к участию в праймериз. Однако и тут свои "изюминки". В штате Юта, например, предварительные выборы вообще могут не проводиться, если на конвенции кандидат получает 70% и более голосов. В штатах Делавэр, Северная Дакота и Род-Айленд партийная конвенция автоматически дает добро на участие в праймериз всем кандидатам, выдвинутым местными партструктурами.
11 штатов США проводят не праймериз, а партийные совещания — кокусы (так одно из индейских племен именовало "сборище людей, производящих много шума"). На них делегаты, поддерживающие того или иного кандидата, кучкуются вместе. Чтобы группа поддержки была признана дееспособной, ее численность должна составлять не менее 15% общего числа участников собрания. Если группа не преодолела барьер, она отказывается от своего выдвиженца и делает выбор в пользу одного из "15-процентных" кандидатов. А лидеры определяются уже на уровне штата.
Венцом серии праймериз и кокусов становится партийная конвенция, на которой официально объявляется о поддержке партией того или иного кандидата. После этого он начинает бороться за голоса всех граждан США.
Пока явных фаворитов нет
Это уже традиция: победители на предварительных выборах в Айове и Нью-Гэмпшире лидируют и в дальнейших "замерах". Однако на этот раз, как утверждают аналитики, карты оказались перепутанными.
Кокус в Айове принес победу тем, кого нельзя пока назвать "политическими тяжеловесами": и демократ (партия "осла") Барак Обама, и республиканец ("слон") Майк Хакаби — относительные новички в большой политике. Обама, кстати, самый молодой из демократов, участвующих в президентской гонке, — ему 46 лет. А Хакаби — самый молодой среди кандидатов-республиканцев: ему 52 года.
В Нью-Гэмпшире результаты голосования оказались более предсказуемыми: здесь по сравнению с Айовой намного меньше людей с консервативными взглядами. Победили Хиллари Клинтон (второе место среди демократов досталось Обаме, третье — Джону Эдвардсу) и Джон Маккейн, опередивший Ромни и Хакаби.
Прошедшие затем предварительные выборы в нескольких других штатах ясности тоже не внесли. У демократов вперед вырвались Клинтон и Обама, у республиканцев — Маккейн. Два претендента-аутсайдера — республиканец Рудольф Джулиани и демократ Джон Эдвардс — перед "супервторником" заявили о том, что сходят с дистанции и оставляют ристалище более сильным конкурентам.
Кандидаты дружно пускают критические стрелы в адрес России
Все разномастные кандидаты демонстрируют единодушие в одном: "друзей России" среди них нет.
Самым антироссийским претендентом называют сенатора-республиканца Джона Маккейна. На своем сайте он обнародовал внешнеполитическую платформу, предложив ужесточить подход "к этой реваншистской России" — вплоть до исключения ее из "большой восьмерки". По его мнению, наша страна "предпринимает усилия по притеснению демократических соседей, таких, как Грузия, и попытки манипулировать зависимостью Европы от российских нефти и газа".
Как считает республиканец Майк Хакаби, в России всегда существовал комплекс неполноценности перед Западом. А нынешняя российская элита — "убежденные националисты, которых интересуют лишь цены на энергоресурсы".
А вот что говорит республиканец Митт Ромни: "Наша военная и экономическая мощь зависит от того, станем ли мы независимыми в энергетическом плане. На это потребуется лет 20 или больше... И все же мы покончим со своей стратегической уязвимостью перед нефтяными перебоями, вызываемыми такими странами, как Иран, Россия и Венесуэла, и перестанем посылать почти миллиард долларов ежедневно нефтедобывающим государствам, некоторые из которых используют эти деньги против нас".
В ходе предвыборных мероприятий в Нью-Гэмпшире сенатор Хиллари Клинтон заявила: "Буш во многом строит нашу внешнюю политику на основе своих личных отношений с другими лидерами, и я не думаю, что такого рода дипломатия подходит для великой страны. Речь идет о том самом президенте, что заглянул в душу Путину. Я бы могла ему подсказать, что он — бывший агент КГБ. А это значит, что души у него нет по определению".
Ее главный конкурент в лагере демократов Барак Обама изрек: "Мы знаем, что Россия сейчас нам ни враг и ни близкий союзник. Надо, не стесняясь, подталкивать эту страну к развитию демократии, прозрачности и ответственности. Но мы также знаем, что должны работать с Россией, чтобы гарантировать, что каждая единица ее ядерного оружия, каждое хранилище ядерных материалов надежно защищены".