«Гражданская сила» после выборов никуда не денется
Интервью с председателем Федерального политического совета партии «Гражданская сила» (член федеральный «тройки» избирательного списка партии).
- Согласно опросам, рейтинг «Гражданской силы» не дотягивает до «проходных» 7%. Партия продолжит свою деятельность, не имея своих представителей в парламенте? Какие задачи на перспективу вы перед собой ставите, и будете ли готовиться к следующим парламентским выборам?
- Как известно, российский избиратель традиционно определяется в последнюю минуту. К сожалению, массированная пропаганда, которые могут себе позволить либо богатые партии, либо партии, близкие к власти, создают у отдельного избирателя ощущение отсутствия альтернативы. Он либо идет голосовать «как все», либо не идет вообще. Там, где мы смогли донести свои идеи до избирателей, они оказались востребованы: мы делали соответствующие замеры. Это значит, что даже, если мы не преодолеем 7%-ный избирательный порог, партия – а «Гражданская сила» молодая партия, - стремительно идет в рост. И так будет продолжаться все ближайшие годы. Это тем более ощутимо на фоне общего упадка старых партий, в которых избиратель разочаровывается. Наша же партия после этих выборов никуда не денется: мы ее отстраивали в общей сложности более пяти лет, мы только росли в условиях сверхжесткого партийного и избирательного законодательства. Так что обманывать поверившего в нас избирателя не станем. Будем работать, укреплять региональные отделения, увеличивать численность партии.
- «Гражданская партия» - одна из самых молодых партий в России. Что удалось достигнуть за этот год?
- Если говорить конкретно о 2007 годy, то это, прежде всего, превращение политической организации, каковой была «Свободная Россия», в полноценную политическую партию – «Гражданскую силу». Дело даже не в ребрендинге. Нам удалось оживить демократического избирателя, который все последние годы испытывал одно сплошное разочарование от неспособности старых правых партий соответствовать запросам сегодняшнего дня – ни в своей тактике, ни в своей стратегии. А под конец, те умудрились и вообще уйти на левое поле, обещая поднять в разы пенсии и зарплаты. О чем говорить, если в их партийной газете красуется лозунг: «Спасем пенсионеров! Спасем всех!». Тут, наверное, комментировать излишне…
Мы пошли другим путем. Трудным – потому что на пути много завалов, которые достались нам в наследство от предшественников. Еще и потому трудным, что наш избиратель – умный, недоверчивый, ценящий свой выбор высоко. Поэтому мы весь год вели непростой, но честный разговор с гражданами и с властью. Посмотрите нашу программу. Посмотрите наши заявления. Часто мы говорим неудобные вещи, поднимаем невыигрышные с точки зрения заправских политтехнологов темы. И делаем это потому, что кроме нас никто этих вопросов не поставит. Ни о праве гражданина брать деньги вместо обязательных отчислений в малоэффективные социальные фонды. И о необходимости работать и работать лучше прежде, чем что-то просить у государства. И о том, что зависеть от государства в материальном плане – в принципе стыдно и от этого надо уходить: в бизнес, в частную практику и т.д. И о праве каждого законопослушного гражданина на вооруженную защиту: потому что людям надо доверять. Тем более, когда доблестное государство не может их защитить от подонков на темных улицах или пустынных трассах. Мы говорили честно – и, надеюсь, нас услышали.
- В ходе текущей избирательной кампании ряд политических партий столкнулся с достаточно серьезным административным давлением. Возникали ли подобные проблемы у «Гражданской силы»?
- Несколько раз нашим кандидатам отказывали в площадке для встречи с избирателями. Даже здесь, в Москве это как-то случилось с Михаилом Барщевским: один из ректоров решил, видимо, не портить отношение с «Единой Россией». Несколько раз под надуманным предлогом арестовывали тиражи нашей агитационной продукции. В самом начале кампании нам запретили распространять газету: всего-то из-за того, что там были анекдоты про вождей «Единой России», КПРФ и «Справедливой России». Но в целом эта кампания проходит для нас достаточно ровно. Думаю, что здесь больше заслуги наших юристов и центрального штаба, чем благосклонной к нам власти.
- В чем, по-вашему, причина низких рейтингов всех партий демократического толка? Согласны ли Вы с утверждением, что правые обречены на вымирание?
- О причинах я уже сказал выше. Люди симпатизируют партии, но они подавлены царящей вокруг истерией и говорят: «Вы все-равно не пройдете». Мы их стараемся убедить в обратном. И здесь не только математика: если проголосуют все те, кто в принципе разделяет наши взгляды, то результат будет точно ощутимый. Важно и то, что власть должна знать сколько нас: тех, кто хочет менять страну, выбирая демократический, свободный от плесени известных российских стереотипов путь. И чем больше нас будет, тем больше власть будет с нами считаться.
- «Союз правых сил», сталкиваясь с неудачами в ходе избирательной кампании, решился на своего рода радикальный шаг и присоединился к «Маршу несогласных». На Ваш взгляд, не погубит ли окончательно правых коалиция с радикалами?
- С моей точки зрения, СПС похоронил себя гораздо раньше. Когда по настоящему не обновил свое руководство. Когда не нашел общего языка с «Яблоком». Когда по сути изгнал из своих рядов огромное число убежденных либералов, которые так и не смогли понять, как можно правой партии идти на выборы к старикам с ложью о европейских пенсиях в ближайшем будущем. Когда решили прорываться во власть, используя технологии Антона Бакова – сомнительные и с политической, и с юридической точек зрения. И то, что некоторые руководители СПС склоняются к дружбе с организаторами «маршей несогласных», говорит лишь о том, что партия окончательно маргинализировалась.
- Как «Гражданская сила» готовится к президентским выборам? Будете выдвигать своего кандидата или поддержите кого-то из кандидатов от других политических сил?
- У нас есть ответ на оба этих вопроса. Но мы его озвучим после 2 декабря.