Пятно на репутации
На Сахалине назревают серьезные экологические проблемы. Структуры «Роснефти» заливают «черным золотом» северо-восток острова и угрожает уникальным термальным источникам. С бедой компания не может справиться более месяца…
Если почитать официальные пресс-релизы АК «Роснефть», то кажется, что на Сахалине у «визитки» российского ТЭК все в порядке. Пробурена самая глубокая, 25, 5 км, скважина в мире(!) на месторождении Чайво. Обсуждаются проект «Сахалин-1» и раздел сфер влияния с «Газпромом», судьбы совместного проекта с Exxon. Но тема утечек нефти на дочерних предприятиях «Роснефти», повлекших за собой тяжелые экологические последствия, странным образом отодвинута на второй план. Почему?
Напомним, что 6 апреля общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» сообщила о том, что на территории нефтепромысла «Эхаби Восточное» в Охинском районе Сахалина, принадлежащем дочернему предприятию «Роснефти» - ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», произошел разлив. По данным организации, разлив был обнаружен 31 марта, а утечка произошла еще раньше. Сразу возникает вопрос: почему в «Роснефти» знали, но – молчали и не впускали информацию вовне? Задержка в обнаружении разлива свидетельствует о том, что даже в условиях уже имеющейся инфраструктуры Роснефть не способна своевременно и эффективно ликвидировать разлив, считают специалисты Всемирного фонда дикой природы. «Компания Роснефть в рамках своей экологической ответственности так и не создала средства для спасения животных, в первую очередь, птиц в случае нефтеразливов, ни на Сахалине, ни в других регионах, включая Арктику», - считает Алексей Книжников, руководитель программы по экологической политике ТЭК WWF России. При этом у других операторов на Сахалине такие программы есть, говорит он.
Что характерно, разлившаяся нефть загрязнила несколько квадратных километров почвы по обоим берегам ручья, впадающего в залив Эхаби, в котором гнездятся или останавливаются во время миграции уникальные виды птиц, в том числе алеутская крачка и сахалинский чернозобик, занесенный в Красную Книгу России.
Пресс-служба ООО «РН-Сахалинморнефтегаз» поспешила заверить, что последствия аварии компания ликвидировала быстро и полностью. Об этом ее представители сообщили уже 10 апреля. Однако руководитель «Экологической вахты Сахалина» Дмитрий Лисицын усомнился в этом. Вряд ли для очистки от 180 литров нефти (а именно о таком количестве заявили в компании) нужно 9 единиц тяжелой техники и целая вереница самосвалов. Лисицын также отметил, что подобные утечки происходят регулярно, но не все их удается придать огласке. Так, в 2010-2012 годах общественный экологический контроль неоднократно указывал на аналогичные утечки и разливы с попаданием нефти в залив Эхаби на том же нефтепромысле.
То, что в «Роснефти», используя громадный лоббистский и административный ресурс, делают все возможное, чтобы информация об экологической катастрофе не выплыла наружу, говорят и такие факты. 7 апреля Управление Росприроднадзора по Сахалинской области возбудило дело об административном правонарушении. 14 апреля к делу подключились органы следствия и… тишина.
Как выяснили активисты общественной организации «Экологическая вахта Сахалина», на самом деле последствия разлива нефти, произошедшее на окраине поселка Восточный, не удалось ликвидировать и месяц спустя! «Нефть продолжает поступать в протекающий здесь ручей Капник, - сообщили нам представители организации, - и по нему стекает в лагунный залив Эхаби (Охотское море). Нет никаких сомнений, что в заливе, пока еще покрытом льдом, уже скопилось значительное количество нефти, которая также загрязнила обширную болотистую пойму ручья Капник, прилегающую к побережью залива Эхаби».
Ни местное население, ни экологи не понимают, зачем представители «Роснефти» занимаются заведомой дезинформацией общественного мнения. «Сделанные ранее заявления дочернего общества Роснефти о том, что на нефтепромысле разлилось не более 200 литров нефти и что угрозы ее попадания в залив Эхаби нет, у местных жителей вызывают только горькую усмешку, поскольку всем прекрасно видно, как нефть неделю за неделей выносится водами ручья в залив, при этом постоянно работающая техника ежедневно вывозит на шламонакопитель десятки кубометров замазученного грунта и снега», говорят представители «Эковахты».
И буквально несколько дней назад на трубопроводах «Роснефти» случилась очередная авария. На этот раз причиной стал прорыв на внутрипромысловом нефтепроводе на месторождении «Монги» в Ногликском районе. В результате нефть попала в протекающую рядом речку Нельбуту, которая впадает в центральную часть Ныйского залива Охотского моря. Нефтяной разлив находится на северной окраине поселка Горячие Ключи, буквально в 200-300 метрах от широко популярных на Сахалине Дагинских термальных источников, которые являются региональным памятником природы.
Что характерно – свищ образовался в участке трубопровода, который меняли три года назад. Это более чем странно – может, бюджет освоили, а трубы не поменяли? Внушают тревогу и методы «борьбы» с разлившейся нефтью. Жители поселка Горячие Ключи рассказали «Эковахте», что несколько дней назад, ночью нефтяники подожгли скопившуюся в ручье нефть. Увидев большие языки пламени, люди подняли тревогу, опасаясь большого пожара. Экологи полагают, что если эта информация подтвердится, то компания должна ответить по всей строгости закона за такое грубое нарушение, поскольку никаких согласований «Сахалинморнефтегаз» на эту акцию не получал. К сожалению, демонстрировать открытость и идти на диалог с населением и общественностью в подразделениях «Роснефти» явно не настроены. «Разливы нефти на промыслах «Роснефти» на Сахалине являются застарелой проблемой, - говорит Алексей Книжников. – Однако пока компания не демонстрирует должный уровень открытости: например, представителей «Эковахты Сахалина» не пригласили в поездку для осмотра места разлива».
Так, может, «Роснефть» просто пытается всеми способами скрыть застарелые проблемы? И никак не намерена повышать уровень безопасности разработок нефтяных месторождений по соседству с памятниками природы России?