На графских развалинах
В Подмосковье продолжается погром памятников истории и культуры. В качестве погромщиков выступают…чиновники. Сохранять и использовать историю, в том числе и для развития туризма, они не хотят и не умеют
Подмосковные власти заявляют о намерении превратить регион в туристическую Мекку. Создается отдельный туристический маршрут «Губернское кольцо Подмосковья», который пройдет по 10 историческим центрам области. За 4 года власти хотят потратить на развитие 4 млрд рублей. Действительно, для этого у области есть все – тысячи памятников разных эпох, палеолитических стоянок в Зарайске и курганов бронзового века в Льялово до промышленного строительства конца XIX-начала XX-го в Москве и Орехово-Зуево. Более 300 дворянских усадеб, многие из которых связаны с людьми, навсегда вошедшими в историю России. Сотни памятников церковного зодчества. Которые хоть как-то сохранились, несмотря на революции, войны и – торжество рыночной экономики в ее российском варианте.
Однако реальность, как всегда, прямо противоположна декларациям властей. В Подмосковье полным ходом идет уничтожение памятников культуры. Остальные передают т.н. «меценатам» - лишь бы снять с себя ответственность. Посмотрим же, чем занимаются Воробьев и его соратники на деле.
«Снесли в праздник. Чтобы никто не успел ничего изменить!»
В женский день 8 марта под ковш экскаватора пошел Дом стройбюро в г.Королеве. Здание было украшено росписями художника Василия Маслова, расстрелянного вместе с другими обитателями этого дома в 1937 году. Бывший беспризорник стал одним из лидеров советской авангардистской живописи 30-х. В день 8 марта здание выглядело так:
Первый раз власти хотели снести этот дом в 2013-м – тогда его подожгли, а потом едва не развалили «при тушении пожара». Несмотря на это общественность добилась придания зданию статуса памятника. С инвестором было подписано соглашение о реставрации и восстановлении здания с размещением в нем музея и просветительского центра. После исторической реконструкции, как говорят, сюда должны были переехать воскресная школа, Музей Болшевской коммуны и коммерческий банк. Само здание 3 марта было включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации. А через пять дней (!) его сровняли с землей. «Дом Стройбюро снесли. В праздник! Чтобы никто ничего не успел изменить! Как это обычно и бывает - никому не достучаться и не дозвониться сегодня, мы ничего не можем...», - заявила тогда СМИ глава королевского отделения ВООПиК Мария Миронова.
Вопрос – кто это сделал и зачем – не стоит. Территория здесь, с точки зрения застройки, «золотая». Правда, в народе говорят, что это областные и городские власти поспешили прогнуться перед главой Правительства – в Королеве Дмитрий Медведев должен был проводить совещание по ОПК и встречаться с журналистами. Неудобных вопросов премьеру никто не хотел. «Может быть, это началось с проявления элементарного холопства, но в итоге уничтожение дома стало уголовным преступлением», - считают градозащитники.
Интересна и позиция областных властей. Глава областного минкульта Олег Рожнов уверял, что дом снесен не будет. В ответ на это мэр Королева Александр Ходырев утверждал, что Дому Стройбюро не жить. Возникает вопрос: градоначальник не подчиняется Андрею Воробьеву? У него в Королеве что, свой маленький феод, где он сам устанавливает законы? Видимо, так. Или просто Ходырев с Рожновым заранее распределили роли? Мэр будет злодеем, а министр хорошим, но бессильным. Может, и так.
По факту сноса Дома Стройбюро областное правительство уже заявило, что оно обращается в Прокуратуру, чтобы та провела проверку, по результатам которой будет выдано предписание, а если к этому времени дома уже не будет (а его уже нет), то тогда будет возбуждено уголовное дело… В общем, делается все, чтобы создать видимость деятельности. Вы помните хоть один случай, когда снесенный памятник архитектуры был восстановлен в полном аутентичном виде? И я не помню. Поэтому все слова воробьевской администрации – чисто для отвода глаз. Мол, мы вознегодовали и сделали все, что могли. Ага, как же!
Что дороже: IKEA или память о предках?
В Тайнинском, тоже недалеко от Мытищ/Королева, стремительно нарастает новый скандал. Исторический ландшафт усадьбы «Тайнинское» может пострадать от строительства стоянки возле новой IKEA. Тайнинское известно с XV века и связано с именами Дмитрия Донского, Владимира Храброго и Ивана III. Иван Грозный построил там царский путевой дворец, царь Алексей Михайлович занимался в Тайнинском соколиной охотой. Село посещали Борис Годунов и Лжедмитрий, а в 1612 году в этих местах стояло ополчение Минина и Пожарского. Елизавета Петровна построила в Тайнинском второй дворец взамен сгоревших в 1749 году палат. Бывала в усадьбе и Екатерина II. В конце 1990-х археологи нашли также остатки дворца Ивана III, который собирались восстановить к 2013 году — к 400-летию дома Романовых. Вокруг предполагалось создать крупную парковую зону. Однако, по словам главы ВООПиК Московской области Евгения Соседова, до сих пор не определен законодательно статус этих земель.
Пересиливают родную историю производственные нужды и в другом районе, в Волоколамске. Речь идёт о храме апостолов Петра и Павла, памятнике архитектуры регионального значения, построенном в 1693-96 гг. на месте Власьевского монастыря Волоколамска, существовавшего с XII века. Памятник балансирует на грани исчезновения – в нем устроен столярный цех с мощными станками.
Передал здание в уставный капитал ОАО «Волоколамское производственно-техническое предприятие районного жилищно-коммунального хозяйства» Совет депутатов Волоколамского муниципального района. Сотрудниками муниципального предприятия при проведении работ для укрепления полов под станки была самовольно вскрыта, а затем залита бетоном могила схимонахини Марии, матери выдающегося церковного и общественного деятеля рубежа 15-16 веков, основателя Иосифо-Волоцкого монастыря, преподобного Иосифа Волоцкого. В 2015 году будет отмечаться 500-летие со дня кончины преподобного, однако власти не спешат выселять цех из храма, передавать его Церкви и реставрировать.
В поселке Тарасовка Пушкинского района бульдозеры снесли уникальный объект (дело было тоже 8 марта) - почтово-ямскую станцию, построенную в начале XIX века. Местные активисты ВООПиК предполагали создать там музей древнейшей транспортной магистрали России, а также экспозицию, рассказывающую об истории российской почты.
С 2009 года постройка официально числилась в списках зданий, имеющих признаки объекта культурного наследия. О том, что памятнику старины грозит снос, градозащитники Пушкинского района Подмосковья поставили в известность министра культуры России Мединского, губернатора Подмосковья Андрея Воробьева, директора «Почты России» и руководителя «Автодора», но…увы.
Ветшает и разрушается уникальное здание родильного приюта в усадьбе Ильинское в Красногорском районе, часть зданий которой, в том числе лазарет, где лечили бойцов, раненых на фронтах русско-японской и Первой мировой, и прогулочная ротонда, были снесены несколько лет назад. Памятник пытаются сохранить лишь местные жители, которые проводят субботники. Непонятна и судьба комплекса зданий в Николо-Урюпино, который называли «Русским Версалем». Связанные с именами Одоевских, Долгоруковых и Голыцыных памятники сегодня брошены на произвол судьбы.
Формула нелюбви
Рассказывать о подобных случаях можно бесконечно. И все они – следствие политики, проводимой администрацией Воробьева. Политика эта формулируется просто: снять с себя ответственность за как можно большее число памятников культуры и как можно больше пиарить абстрактные планы и такие же «успехи». Благо на PR свое персоны Андрей Воробьев не поскупился – 2,6 млрд рублей в год.
Так, активно продвигается в массы информация о реализации губернаторской программы «Усадьбы Подмосковья». Ее суть – передача заброшенных усадеб частным инвесторам, которые проведут реставрационно-восстановительные работы и чего-нибудь на этих территориях устроят. Именно «чего-нибудь», потому что о создании культурно-музейных, интерактивных, образовательных услугах ни слова не говорится. В качестве «блестящих» примеров реализации приводится продажа усадьбы Аигино. Однако инвестор, компания ASG, устроит там банальный туркомплекс, построив, по сути, целый коттеджный поселок.
А региональный власти обеспечат ему прекрасную арендную ставку – рубль за метр исторической застройки в год. За такое отблагодарить не грех…
А между тем, на базе вот таких усадеб можно было создать не просто частные апарт-отели, но современные музейно-культурные центры. Привлекательные для всех групп туристов. В Солнечногорском районе есть усадьба Болдино. Точнее, ее развалины.
В ней долгие годы проживал сподвижник Петра I, человек, по масштабам сопоставимый с Ломоносовым – Василий Никитич Татищев. Его могила тоже здесь недалеко, в лесных зарослях.
Основатель Екатеринбурга, Оренбурга и Орска, губернатор Астрахани, основоположник отечественной исторической науки – автор пятитомника «История Российская с самых древнейших времен» (написана здесь, в Болдино) и составитель первого русского энциклопедического словаря. Уж тут можно было такое устроить – как, впрочем, и в путевом дворце Екатерины II в Солнечногорске. Но нет, продали за те же «рубль за метр».
Кто из нас не любит фильм «Формула любви». Снимали его в усадьбе Ляхово, что в нескольких километрах от Барыбино по Павелецкому направлению.
Сегодня на нее без слез не взглянешь.
Тоже продана про программе «рубль за метр». А ведь и областное правительство могло ее «поднять» и сделать там, например, музей помещичьего быта начала XIX века и фильма «Формула любви». Поток туристов был бы обеспечен на 50 лет вперед. Но нет. Предпочли тихо продать, ибо самим возиться не охота.
В 2015 году областное правительство выставит на торги еще 11 памятников. Все это хорошо. Вопрос в другом: а что делает само правительство, помимо того, что проводит торги?
***
2,6 миллиарда рублей на персональный PR губернатора в год – 1 миллиард рублей на развитие культурно-туристического потенциала. Тоже в год. Почувствуйте разницу, как говорится.
Еще немного математики. Из 320 подмосковных усадеб области принадлежат 43, муниципалитетам 66. На восстановление руинированной усадьбы типа Болдино или Ляхово нужно от 150 до 500 млн рублей. То есть, в среднем, на свой PR-бюджет губернатор мог бы в год восстанавливать 8-10(!) усадеб. Мог бы, но – не хочет.
Хотя деньги на PR Воробьеву вообще не нужны – при правильно простроенной информационной политике, в том числе и в области культуры. Например, он мог бы вместе с Минобороны реализовать программу по уходу за памятникам погибшим на Великой Отечественной. Они же чуть не в каждой деревне стоят. Оградку обновит-заменить, буковки краской освежить, несколько метров территории в порядок привести. Деньги невеликие. А если вместе с Шойгу, так и вообще почти даром. Неужели Сергей Кужугетович отказал бы сыну приятеля?
Да и те единичные проекты, в которых область все-таки участвует, выбирали бы по-тщательнее. Мне кажется, что можно было бы подождать с восстановлением усадьбы Танеевых Демьяново в Клину. При всем уважении к Сергею Ивановичу Танееву и его роли в развитии русской музыки, лучше бы эти средства направили на другой объект, усадьбу Менделеева в Боблово. Это был бы проект во всех отношениях выигрышный – с учетом масштабов личности Дмитрия Ивановича. Тут тебе и PR, и туризм, и образование, и что угодно… Но снова – нет.
Чтобы дать честную оценку эффективности kulturpolitik Воробьева и Со далеко ходить не надо. Попросите свои знакомых назвать памятники культуры и истории Подмосковья (не связанные с Великой Отечественной), куда можно съездить что-то посмотреть, узнать и комфортно провести время. Пальцев на руках хватит с избытком. Вам назовут Сергиев Посад, Бородино, Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде (но это уже не каждый), Клин с домом-музеем Чайковского (отдельные знатоки), Коломенский кремль и Поленово (это знают высокие профи), Архангельское (благо, совсем за МКАДом). И всё! Вот это и будет оценка реальных действий губернатора Московской области. Остальное – PR. На который, напомним, тратится, 2,6 миллиарда рублей в год…