«Политический» Фетисов
Лидеру партии Альянс зеленых и социал-демократов Глеба Фетисова предъявлено официальное обвинение в мошенничестве. Эксперты и потенциальные избиратели связывают арест политика с началом «зачистки» предвыборного поля
Кампания Выборы-2014 в России стартовала. Публичные дебаты кандидатов еще не начались, а мы уже стали свидетелями первой зачистки «кандидатской» поляны. Минимум на два месяца изолирован действующий председатель партии «Альянс зеленых и социал-демократов» и членкор РАН Глеб Фетисов. Скандалы вокруг строек олимпийского Сочи, ситуация на Украине, политика ЦБ по сокращению количества банков, судебные решения по «болотному делу» – эти факторы заставили все политические партии обозначить свои позиции по многим ключевым вопросам. А по сути, запустить предвыборную кампанию.
В связи с этим «Общая Газета» начинает цикл аналитических статей, посвященных перспективам партий, в первую очередь оппозиционных, на грядущих выборах. Первые два материала посвящены партии «Альянс зеленых и социал-демократов». Является ли арест Фетисова случайностью, собственным «проколом» или человека банально «подставили»? Каковы перспективы у «зеленых» и как сложатся взаимоотношения у лидеров партии?
Деньги, политика или соратники?
Итак, бывший сенатор от Воронежской области, бывший владелец «Моего банка», арестован на два месяца, а ему предъявлено обвинение в причастности к невыполнению обязательств перед вкладчиками на сумму 6 млрд рублей. Кроме того, как заявил официальный представитель Следственного Комитета России Владимир Маркин, «следствием проверяется информация о причастности Фетисова к совершению ряда аналогичных преступлений». Расследование было начато после обращения представителей Центробанка в СКР с просьбой проверить действия бывшего руководства «Моего банка», в частности, сделки за последние 3 года.
Эксперты расходятся в оценке исходных мотивов ареста банкира и политика. «Скорее всего, вопрос задержания Фетисова относится к позиции ЦБ, - заявил «Общей Газете» вице-президент Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов. – ЦБ хочет взыскать деньги с акционеров». И временная изоляция Фетисова – дело не политическое, считает он. В свою очередь Депутат Госдумы Дмитрий Гудков уверен, что арест Фетисова политически мотивирован, что это реакция властей на объединение «Альянса зеленых» и «Социал-демократов», возглавляемых отцом Дмитрия, Геннадием Гудковым. Характерно, что около 50% политически активного населения Воронежской области (Фетисов рассматривался в качестве одной из сил на губернаторских выборах-2014), по данным опроса регионального Агентства бизнес-информации, считает, что у ареста исключительно политическая подоплека.
Политическая версия, безусловно, выгодна партии – лишний козырь в формате «пострадавшие от власти». В ее пользу говорят торопливость и формальные обстоятельства ареста Фетисова. По словам пресс-секретаря «Альянса» Ярослава Вольпина, процедура задержания вообще прошла со множеством нарушений. «Арест был проведен без выемки документов, без предъявления оснований и доказательной базы», говорит он. Действительно, впервые в современной России уголовному преследованию подвергается сопредседатель легальной российской политической партии. Случай с Фетисовым уникален – ни одного из совладельцев (тем более бывших) банков, обанкротившихся за последний год, к ответственности сотрудники СКР не привлекали. Ни в «Инвестбанке», ни в «Мастер-банке», ни в «Пушкино». А суммы задолженностей там в разы больше, чем в «Моем банке».
Соратники экс-сенатора уверены, что дело скоро развалится и Глеб Фетисов вернется к товарищам. Об этом, по их мнению, свидетельствует то, что за неделю с момента задержания сумма претензий к главе «Альянса» снизилась в 12 раз, до 500 млн рублей. Однако говорить о скором крахе обвинения в случае политзаказа вряд ли можно – тем более что делом занимается Басманный суд Москвы. То, что информационные вбросы по Фетисову будут нарастать, причем санкционировано, заставляет думать вовремя появившаяся информация о его недвижимости (http://zashkvar.com/?p=467). Однако ни партия, ни ее союзники от выбранного курса пока не отказываются. «Мы продолжаем работу в прежнем направлении, просто деятельность будет теперь корректироваться с учетом информационных атак, которые будут вестись», заявил «Общей Газете» секретарь бюро московского отделения партии «Справедливая Россия» Илья Свиридов. Напомним, что справедливороссы стали участниками соглашения о сотрудничестве на выборах в Мосгордуму, инициированного «Альянсом».
Однако есть еще одна точка зрения, заставляющая задуматься над тем, что в руководстве партии далеко не так благополучно и единодушно, как это представляется внешней аудитории. Ее озвучил «Общей Газете» известный адвокат, председатель Всероссийской политической партии «Демократическая правовая Россия» Игорь Трунов.
«На самом деле, ситуация с арестом Фетисова очень странная, - отметил он. -. И странно здесь не то, о чем все говорят, а то, о чем молчит его защита. В статье 108 УПК РФ содержится норма, согласно которой предприниматель, подозреваемый в нарушениях в сфере предпринимательской деятельности, не может быть заключен под стражу. И этот вопрос должен был быть поднят сразу, но его не озвучили. Когда избирали меру пресечения, то почему не ходатайствовали об отложении, а это положено по закону? Тем более он прилетел с лечения, значит, есть некие медицинские показания, которые необходимо учитывать, определяя возможность содержания под стражей. Есть у адвокатов и другие инструменты. Но ничего этого сделано не было!»
Говоря о возможных причинах, породивших столь «странную» ситуацию с Фетисовым, Игорь Трунов говорит: «Тут возникает две версии – либо это недостаточная профессиональная подготовка защиты по тем областям права, которых требуют сложившиеся обстоятельства, либо пребывание Фетисова под стражей по каким-то причинам выгодно тем, кто был в партии рядом с ним».
Моя партия
Персональными публичными проектами Глеб Фетисов начал заниматься относительно недавно. Рубежом для него стал 2009 год – именно в этом году он уходит из Совета Федерации, где представлял Воронежскую область, и становится членом Общественной Палаты РФ, руководителем комиссии «Единой России» по антикризисному управлению, а осенью того же года основывает ООО «Мой банк». Примечательно, что слово «мой» в общественных проектах Фетисова можно считать ключевым – на просторах интернета оставил свой небольшой след интернет-ресурс «Мои новости», куратором которого был, на том момент деловой партнер Фетисова, Олег Митволь.
Апофеозом общественно-политического тренда в его биографии стало учреждение 24 апреля 2012 года Партии «Альянс зеленых – Народная партия». «Это был персональный проект Фетисова, - говорит Дмитрий Абзалов. – Структура построена по принципу монофинансирования, партнеров у него по этой части не было. Система краудфандинга тоже особо не представлена». Фетисов делал этот дорогостоящий проект «под себя», заключает эксперт.
Официальная цель создания – формирование «зеленой» партии европейского типа. Система лозунгов о достойной, комфортной жизни и сбережения природы первоначально успехов не гарантировала. Во-первых, в силу отсутствия традиций «зеленого» движения в стране, во-вторых, из-за неоднозначности деятельности отделений зарубежных «зеленых» - Гринпис и WWF в России и, в-третьих, по причине необходимости объединения – пусть и тактического – с политической оппозицией. И наконец, самое главное – партия Фетисова в попытке достучаться до каждого пошла по пути «малых дел», т.е. совершила ошибку многих карликовых партий России. Для того чтобы стать федеральной силой, партии нужна была общенациональная повестка и силы, способные поддержать ее именно в этом формате. Ни повестки, ни, соответственно, «правильных» союзников у «Альянса» нет до сих пор.
Промежуточные итоги
Судя по всему, человеком, который уговорил Фетисова на дорогостоящий проект, стал Олег Митволь, ныне Председатель Центрального Совета партии. В результате получился очень странный тандем, где экс-сенатору, по крайней мере, на первом этапе отводилась роль кошелька. Успехи партии в первые два года существования были скромны. Почему?
Причин могло быть несколько. Первая – неизвестность федеральному сообществу лидеров как политиков, их популярность в очень узких сегментах потенциальных избирателей. Строго говоря, ни один из отцов-основателей партии не являлся политиком в точном смысле этого слова. «Фетисов политикой занялся только в последнее время, но нельзя сказать, что он был профессиональным политиком, он не был депутатом, его партия не получила финансирования из бюджета», говорит Игорь Трунов. Олег Митволь, при всей своей популярности у СМИ, является, как правило, «ньюсмейкером по скандалам», этакий мини-Жириновский, но не фигурой политической, за которой можно пойти.
Вторая причина (отчасти и следствие первой) политический вес «Альянса». Главный вопрос создания любой партии – это ее возможность реально бороться за власть, подчеркивает Дмитрий Абзалов, а у «Альянса» этот вопрос, как и вопрос выбора пути стратегического развития и союзников, всегда был открытым.
Третья – это отсутствие качественной программы общефедерального масштаба. И вот результаты, которые говорят сами за себя. 14 октября 2012 года партия приняла участие в выборах в законодательные собрания Северной Осетии и Удмуртии. Результаты – 2,06% и 0,63% голосов соответственно. Чуть более значимо смотрятся результаты на выборах главы подмосковных Химок – там за Олега Митволя проголосовало 14% избирателей и он занял почетное третье место.
Следующий год для «Альянса» был удачнее – в итоге на сегодня в муниципалитетах Московской области работает 31 ее представитель, в Москве – 10, по одному в органах законодательной и исполнительной власти в Рязанской, Мурманской, Волгоградской, Ульяновской, Нижегородской, Иркутской областей и Республики Башкортостан, двое в Пермском крае и 13 в органах власти РСО-Алания. И свыше 60 зарегистрированных отделений в регионах России.
Однако несмотря на некоторые успехи, в конце 2013 года партия Фетисова встала перед выбором. Возможно, он понял, что затраченные средства не дают желаемой отдачи. Нужны были сторонники, способные вытащить партию с уровня муниципалитетов на федеральный уровень. Было очевидно, что новый проект потребует дополнительных финансовых вливаний, поскольку в роли партнеров руководство партии видело представителей несистемной оппозиции, не связанной с олигархическим капиталом.
Окончание следует