Многовато будет
Правительство усиливает нажим на частные банки в пользу государственных. В результате применения методик ЦБ, поменять хозяев могут 20% банковских активов страны

Выступление Владимира Путина перед студентами МИФИ совершенно случайно совпало с публикацией Центробанком Списка системно значимых банков в российском банковском секторе.
По мнению аналитиков международного рейтингового агентства Standard & Poor's, данный документ охватит около 50 банков. В их число, предполагает Forbes, в первую очередь попадут «дочки» крупных иностранных кредитных организаций (в частности, Citibank, Nordea, BNP Paribas), а также российские банки с госучастием (Сбербанк, ВТБ, РСХБ и др.).
«На долю системно значимых банков будет приходиться в общей сложности около 80% активов банковской системы, что может оказать влияние на регулятивную и конкурентную среду банковского сектора в целом», - считают эксперты S&P.
Исходя из такой логики, банки, в которых находятся оставшиеся 20% или пятая часть активов, могут очень быстро превратиться в мишень в этой Counter Strike между государством и частным банковским бизнесом. Эксперты S&P дипломатично выразились по этому вопросу так: «опосредованное влияние, вероятнее всего, будет оказано и на банки, которые не будут включены в список, поскольку режим регулирования и конкурентная среда для них также изменятся».
Курс государства предельно понятен: количество банков должно быть кардинально уменьшено. На встрече со студентами МИФИ Президент сравнил количество банков в России («Сейчас у нас около 1000 банков, чуть поменьше») и Германии («около 250»). И вынес вердикт: «Многовато».
По данным ЦБ, за 2013 год с рынка было выведено 29 кредитных организаций, причем после прихода Э.Набиуллиной - 26. И за последние три месяца первые лица страны неоднократно высказывались насчет того, что зачистка банковского сектора будет продолжена:
Игорь Шувалов, первый вице-премьер (2.12.2013 г.): «Идет "зачистка" банков - это правильно. Думаю, что лет за пять их станет меньше»;
Дмитрий Медведев, Председатель Правительства РФ (06.12.2013 г.): «ЦБ должен разобраться, что происходит и в банках, и в небанковской среде»; (15.01.2014 г.) «Банк России начал проводить довольно разумную политику по оздоровлению банковской системы в целом»;
Игорь Шувалов (20.01.2014 г.): Задача в том, чтобы, во-первых, убрать с рынка тех, кто занимается сомнительными операциями, […] во-вторых, чтобы не было банков с недостаточностью капитала».
В чем стратегическая цель этого обрушения сектора? А назвать иначе возможное устранение участников, контролирующих 20-процентный сегмент рынка, просто нельзя. Еще осенью прошлого года банкиры жаловались Э.Набиуллиной, что в результате действий ЦБ вкладчики уходят в госбанки. И это создает серьезные проблемы для региональных банков. В декабре банки-участники Московской международной валютной ассоциации выступили с заявлением, в котором было прямо заявлено о начале нового передела рынка в пользу неких конкурентов.
Масла в огонь подлили руководители госбанков, подтвердившие подозрения других участников рынка. «Надо проводить работу по дальнейшему укреплению банковского сектора за счет зачистки слабых банков, банков, которые не в состоянии нормально функционировать», - заявил 29 ноября глава ВТБ Андрей Костин. «Большое количество банков просто дискредитируют сектор […]. Поэтому очистка рано или поздно должна была произойти […]» - это слова Германа Грефа. А глава ВТБ24 Михаил Задорнов под Новый год откровенно заявил о том, что банки, у которых может быть отозвана лицензия, есть и среди 50 крупнейших. «Рынок их знает, видит», сказал он.
Недобросовестная конкуренция в пользу госбанков и массированная зачистка частного капитала крайне негативно скажется на банковском секторе. Сколько должно быть банков — решит сама система, прокомментировал ситуацию «Ведомостям» председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Сейчас в системе есть существенный перекос: некоторые банки имеют «абсолютные гарантии государства», другие же — страховку только на 700 000 руб. Когда надзор регулятора становится жестким, система должна претерпеть изменения: либо останутся госбанки, либо частные банки должны объединиться, чтобы достичь размеров госбанков и конкурировать с ними, считает он.
Однако административная ретивость регулятора может серьезно подорвать и без того неустойчивый кредит доверия населения к власти. Нужно ли это ей, с учетом всех внутри- и внешнеполитических событий – вот в чем вопрос.