Инерция протеста
Митинговая активность в Москве идёт на спад, констатируют эксперты. Лозунги "за честные выборы" больше не привлекают людей. И проблема не столько в самом лозунге, сколько в действиях власти, адекватно отреагировавшей на прошедшие акции протеста, а также в действиях самих оппозиционеров, раз за разом предлагающих участникам акций лозунги второй, а то и третьей свежести.
По большому счёту, никакой потребности в проведении акции на Новом Арбате не было. Всё, что хотела сказать оппозиция, было сказано 5 марта на Пушкинской площади: организаторы признали выборы президента нелегитимными и призвали к дальнейшей борьбе. Единственной причиной проведения акции 10 марта стало заявление о якобы нарастающем протесте, который было необходимо поддержать. В том числе и цифрами. Так что после заявленного 10-тысячного митинга на Пушкинской было необходимо вновь доказывать свою жизнеспособность обещанием вывести не 50 тысяч на Новый Арбат. В итоге, по данным полиции, вывели порядка в пять раз меньше. И хотя организаторы заявили о 25 тысячах, до заявленного количества им всё равно не хватило, хотя все обстоятельства, включающие удобную для доступа площадку в центре Москвы, выходной день и прекрасную солнечную погоду, были за оппозиционеров.
Политолог Леонид Поляков считает, что митинги "За честные выборы" демонстрируют инерционный характер. ""Былой численности и былого победного настроя уже нет", - говорит он, отмечая, что складывается парадоксальная ситуация, когда даже лидеры иностранных государств, включая президента США, признали безоговорочную поддержку Путина, а ориентирующаяся на западную точку зрения российская оппозиция продолжает эту аксиому оспаривать. "Это явный признак того, что люди исчерпали все свои ресурсы и продолжают биться головой об стену", - подчеркивает он.
Собственно, состоявшийся на Новом Арбате митинг лишь подтвердил ощущение какой-то безысходности. По крайней мере, у рядовых участников акции сложилось именно такое впечатление.
После того, как в начале митинга было объявлено о том, что у них сегодня две темы - предстоящий суд на мужем журналистки Ольги Романовой Алексеем Козловым и обсуждением прошедших выборов (причём именно в такой последовательности), митинг покинули активисты националистических движений. Дополнительным стимулом к тому, чтобы покинуть площадку стало и признание со сцены в качестве политзаключенных участников панк-группы Pussy Riot, задержанных за хулиганское выступление в Храме Христа Спасителя. Девушки, напомним, сбросили с себя одежду и взобравшись в алтарю с музыкальными инструментами призвали Богородицу стать феминисткой и прогнать Путина.
Впрочем, практически все выступления навевали в основном скуку. Максим Виторган (сын актёра Эммануила Виторгана) восхищался поведением молодого человека, который будучи задержанным на Пушкинской площади 5 марта кричал благим матом "Помогите, меня похитили инопланетяне". Гарри Каспаров посвятил свою речь губернатору Кировской области Никите Белых, который, по его мнению, принял непосредственное участие в фальсификации итогов выборов в вверенном ему субъекте Российской Федерации и должен теперь поменять свою фамилию на Серых. Ксения Собчак, выступление которой сопровождалось свистом, улюлюканьем и гыканьем, предложила "очень быстро" сформировать наше "за" ("за" судебную реформу, свободные выборы и т.д.). "Я говорила это на Сахарова - и мне свистели. Я говорю это сейчас и надеюсь, будут свистеть меньше", - заявила она, под оглушительный свист быстро покидая трибуну.
Единственным выступающим, вызывавшим хоть какое-то оживление у публики, стал лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов, изрядно насмешивший присутствующих обещанием устроить 1 мая миллионное шествие в Москве и объявленным намерением никуда сегодня с места проведения митинга не уходить. По его словам, 5 марта на Пушкинской площади властям удалось загнать их в фонтан, но здесь, сказал он, "фонтанов нет, некуда будет загонять". Но обещания он не сдержал, решив после митинга проследовать в направлении Пушкинской площади, которая должна теперь стать для оппозиции символом протеста.
Одним словом, и это прозвучало в речах некоторых выступающих, народ так и не понял, для чего и зачем его гоняют на акции "за честные выборы", призывая в конце каждого митинга верить в победу над Путиным и приходить на следующий митинг. "Того, что мы видели в декабре-феврале на Болотной, Сахарова и Якиманке не состоялось и больше состояться не может", - отмечает Леонид поляков, поясняя, что большинство участников тех акций, представляющих "новый городской класс", который решил показать, что и его мнение что-то значит, в итоге либо удовлетворился своим походом на акции, либо разочаровался в увиденном.
Таким образом, с одной стороны, внесистемная оппозиция вновь замыкается в себе, постепенно съеживаясь до, скажем так, до состояния, предшествовавшего думским выборам. С другой, предполагается ещё большее размежевание, вызванное инициированными властью политическими реформами, в значительной степени облегчающими создание, регистрацию и функционирование политических партий. То есть, выступающие на этих митингах представители разных политических сил сейчас занимаются агитацией потенциальных сторонников, что во многом объясняет и отсутствие чётко сформулированных единых целей, и зачастую противоречащих призывов.