Красная карточка как черная метка
Футболистов за поражения теперь отправляют в ссылки и тюрьмы
На этой неделе Федерация футбола Франции (ФФФ) наказала игроков сборной страны, оскандалившихся во время чемпионата мира в Южной Африке. Форвард «Челси» Николя Анелька был отстранен от выступления за национальную команду на 18 матчей, что, по сути, означает окончание его карьеры в сборной. Также дисквалификации подверглись и другие ведущие французские футболисты.
Впрочем, эти «репрессии» – полная ерунда по сравнению с дисциплинарными мерами, которые были приняты в Северной Корее по отношению к национальной команде, проигравшей в ЮАР все три встречи. Ее тренер Ким Чжон Хун был исключен из партии и приговорен к исправительным работам... Звучит как анекдот, но в свое время и в нашей стране к плохо игравшим футболистам относились так же. «НИ» решили выяснить, как в разных странах карают за позор на футбольном поле, и порассуждать, соответствует ли строгость наказания тяжести проступков.
Сборная Франции, безусловно, одно из главных разочарований чемпионата мира по футболу, прошедшего этим летом в ЮАР. «Синие» сумели набрать на предварительном этапе всего лишь одно очко и досрочно покинули первенство, хотя группа у них была вполне «удобоваримая» – сборные ЮАР, Уругвая и Мексики. Но главной причиной для того, чтобы на родине французскую команду назвали национальным позором, стал, безусловно, скандал, произошедший в раздевалке во время второго матча групповой стадии турнира с мексиканцами. Знаменитый нападающий Николя Анелька в перерыве грязно обругал главного тренера сборной Раймона Доменека. После этого инцидента руководство французской делегации решило отправить форварда «Челси» домой. Но тут взбунтовались уже остальные игроки – с подачи капитана команды Патриса Эвра они отказались выходить на тренировку. Журналисты, узнавшие о скандале, раструбили его подробности на весь мир – и в ситуацию даже вмешался президент Франции Николя Саркози, потребовавший навести в сборной порядок. Сделать этого не удалось – команда бесславно проиграла аутсайдеру группы, сборной ЮАР.
Оргвыводы были сделаны уже после того, как Доменека на посту наставника сборной сменил Лоран Блан. Для начала все 23 футболиста, включенные в заявку чемпионата мира-2010, были дисквалифицированы на одну игру. Ею оказался товарищеский матч против сборной Норвегии. Встреча была проиграна – ведь выступать пришлось, по сути, даже не вторым, а третьим составом. Но потом выяснилось, что это наказание – цветочки. В начале этой недели матерщинник Анелька был дисквалифицирован Федерацией футбола Франции аж на 18 матчей. Если попытаться перевести в календарный срок – получится как минимум года два. Анелька сейчас 31 год, и это означает, что его карьера в сборной страны практически закончена – 33–34-летние форварды в элитных командах встречаются редко. «Мы хотим, чтобы это наказание стало для всех уроком», – заявил Жан Маззелла, глава дисциплинарного комитета ФФФ. Сам Анелька, по его словам, воспринял свою дисквалификацию с юмором. «Умираю со смеху, – заявил он в интервью французской газете «Суар». – Люди в федерации – просто клоуны. Да кто им вообще сказал, что я хочу выступать в форме национальной команды? Они устроили этот маскарад только для того, чтобы сохранить свое лицо».
Наказание понесли и несколько других участников скандала. Так, Эвра был дисквалифицирован на пять матчей. Полузащитника Франка Рибери отлучили от сборной на три встречи. Его коллегу по амплуа Жереми Тулалана – на одну. Параллельно во Франции развернулась дискуссия – тех ли людей, собственно, покарали за южноафриканский позор? Так, газеты отмечают, что Доменек, проваливший два подряд крупных турнира и поссорившийся с целым рядом ведущих игроков, вышел, по сути, сухим из воды, вовремя подав в отставку. Сожалеет о дисквалификации футболистов и Блан. «Нам бы стоило поскорее перевернуть южноафриканскую страницу, – заметил наставник сборной. – Для успешного выступления в отборочном цикле чемпионата Европы 2012 года команде нужны все сильнейшие игроки. Нам же придется обходиться без них».
Но есть и другая точка зрения. «Футболисты должны гордиться тем, что они выступают за сборную страны, – отмечает Маззелла. – Они обязаны думать о подрастающей молодежи, которая берет с них пример». Кстати, Лилиан Тюрам, бывший игрок сборной Франции, а ныне член совета ФФФ, вообще выступает за пожизненное лишение всех «героев» южноафриканской истории права представлять французский футбол на международной арене.
«Теплый» прием ждал на родине после чемпионата мира и сборную Нигерии. Напомним, «суперорлы» в ЮАР попали в одну группу с Аргентиной, Южной Кореей и Грецией и не сумели выйти в плей-офф. Буквально через пару дней после окончания мирового первенства президент Нигерии Гудлак Джонатан объявил о... роспуске национальной команды и о двухлетнем перерыве в ее выступлениях в соревнованиях. Но не успел экс-нигерийский нападающий московского «Локомотива» Питер Одемвингие порадоваться свалившимся как снег на голову дополнительным выходным дням, как в дело вмешалась Международная федерация футбола (ФИФА). Футбольные власти пригрозили Нигерии исключением из ФИФА за вмешательство государства в деятельность национальной футбольной федерации. И Джонатану пришлось свой указ отменить. История, правда, на этом не закончилась. Местная нигерийская счетная палата оперативно нашла в деятельности Федерации футбола Нигерии многочисленные случаи финансовых махинаций и прочих злоупотреблений. Но ФИФА и тут не промолчала – нигерийскому правительству был отправлен факс, в котором содержится требование на футбольную федерацию не давить.
Удивительно, но ФИФА совсем не так сильно заботит все то, что происходит в КНДР с национальной футбольной сборной этой страны, потерпевшей в ЮАР три поражения, в том числе одно от португальцев, со счетом 0:7. Конечно, информация из-за корейского «железного занавеса» поступает скудная, но тем не менее доподлинно известно, что футболистов и тренера национальной команды заставили шесть часов подряд выслушивать на главной площади Пхеньяна перед представителями местного «рабочего класса и интеллигенции» речи, обличающие их в предательстве интересов народа и лично товарища Ким Чен Ира. Главным ответственным за позор было решено назначить наставника сборной Ким Чжон Хуна. Футболистов даже заставили прочитать по бумажке обвинения в его адрес во вредительстве. В итоге тренера исключили из партии и отправили на исправительные работы (причем сначала сообщали, что в концлагерь).
Игроков же подвергли общественному порицанию. Исключением стали только футболисты, выступающие в японской футбольной лиге, – да и то по той причине, что в КНДР они после чемпионата мира пока не заглядывали. Так вот, президент ФИФА Йозеф Блаттер пока что ограничился только осторожным заявлением о том, что намерен изучить сообщения, поступающие из Северной Кореи. Никаких предупреждений о том, что Федерация футбола КНДР может быть исключена из ФИФА, глава международного футбольного сообщества делать не стал. Хотя сделать это стоило бы – даже если верна хотя бы часть сведений о расправе над тренером. Кстати, официальная радиостанция КНДР на днях сообщила о том, что руководство страны решило предоставить Ким Чжон Хуну еще один шанс и поручить ему подготовить национальную команду к январскому Кубку Азии.
Многие, наверное, с ироничной улыбкой воспринимают сообщения, приходящие из КНДР. А ведь когда-то подобное происходило и в нашей стране. В 1952 году сборная СССР впервые в своей истории отправилась на Олимпиаду. Партийные руководители ждали от команды только успешного результата. Но у советских футболистов в Финляндии сразу что-то не заладилось. В 1/16 финала только в дополнительное время удалось обыграть болгар (2:1). В следующем матче подопечные Бориса Аркадьева уступали 0:4 и 1:5 югославам. Каким-то чудом нашим все-таки удалось выправить ситуацию – ничья 5:5. Назначили переигровку. Второй раз подвиг совершить не удалось – 1:3. Узнав о поражении, Иосиф Сталин пришел в ярость. Проиграли ведь Югославии, которую тогда возглавлял Иосип Броз Тито – а с ним в то время уже не дружили. «Воинскую часть, запятнавшую себя позором, расформировывают», – заявил Сталин, после чего прекратила свое существование базовая команда сборной – ЦДКА. С Аркадьева, Константина Бескова и Валентина Николаева сняли звания заслуженных мастеров спорта. Все они были реабилитированы только после смерти вождя. Тогда же возродили и армейскую команду.
В 1958 году советская сборная в товарищеском матче уступила англичанам со счетом 0:5. Тут же под горячую руку спортивных званий решили лишить Никиту Симоняна, Анатолия Ильина, Валентина Иванова и других. Сразу почему-то забыли, что на чемпионате мира 1958 года наши футболисты обыграли англичан 1:0 и выбили их из борьбы. К счастью, во времена Никиты Хрущева футбольные клубы уже не расформировывали. Возмутительный случай произошел и после чемпионата мира 1962 года. После поражения от чилийцев в финальном групповом турнире (1:2) во всех бедах был обвинен вратарь Лев Яшин. Ему и его семье угрожали расправой, били стекла в квартире и исписали нецензурными словами машину. Правоохранительные и партийные органы делали вид, что ничего не происходит. А стоило Яшину выйти на поле стадиона «Динамо», как его начинали жестоко травить. Ужас длился почти полтора года и закончился только в конце 1963 года, когда нашего вратаря признали лучшим футболистом Европы.
Наказывали футболистов в советское время и за различные проступки, не связанные напрямую со спортивными результатами. Причем встречались совсем уж смешные случаи. Так, знаменитого полузащитника сборной СССР Александра Заварова за регулярные нарушения режима (а попросту пьянки) однажды сослали... на завод. Назначили помощником кузнеца, но трудяги из футболиста не вышло – он в основном не работал, а байки травил. И продолжал, так скажем, свои злоупотребления... В итоге, не пробыв в ссылке и года, Заваров вернулся в футбол – его талант решили использовать по прямому назначению.
Евгений ЛОВЧЕВ,лучший футболист СССР 1972 года:
– Считаю, что тех футболистов, которые играют за сборную спустя рукава, надо отчислять и больше не приглашать. Причем через прессу необходимо озвучивать мотивы этого решения. Нужно, чтобы человеку стало стыдно и он пересмотрел свое отношение к работе. Никому не нравится, когда на него показывают пальцем. А вообще спортсмен должен понимать, что выступление за сборную – это честь. И еще возможность подписать более выгодный контракт с клубом. Штрафовать же наших звезд бесполезно. Слишком много они уже заработали. Остается надеяться, что общественное порицание поможет некоторым знаменитостям встать на путь исправления.
Игорь ШАЛИМОВ, полузащитник итальянского «Интера» и немецкого «Дуйсбурга» 1990-х годов:
– Ситуация удивительная. Если от руководителей КНДР можно в принципе ждать всего, чего угодно, то от французов я таких санкций к футболистам не ожидал. На моей памяти не было случая, чтобы кого-то так жестоко наказывали за поражение в каком-то турнире. Ни в Италии, ни в Германии, ни в Швейцарии, где я выступал. Вообще наказывать надо за опоздание на тренировку. А после поражения в матче игрок сам себя наказывает – лишается премиальных. Думаю, что федерация футбола должна всегда обговаривать детали сотрудничества с тренерским штабом и игроками. Если нет результата, то тренера, конечно, увольняют. Но дисквалифицировать или отправлять на исправительные работы – это бред. Футбол всего лишь игра, в которой есть победители и побежденные. Что касается нашей страны, то, надеюсь, прошли те времена, когда расформировывали команды, а игроков и тренеров лишали званий. Тем более смешно наказывать тех, кто просто по определению не умеет хорошо играть или тренировать, а в сборную затесался случайно.
Валерий МАСЛОВ, чемпион СССР 1963 года:
– У нас в стране не так уж много хороших, да что там, даже неплохих футболистов. Поэтому хочешь не хочешь, а к каждому из них необходим индивидуальный подход. На одного нужно постоянно кричать, другого штрафовать, третьего отчислять – для того, чтобы через какое-то время вновь вызвать в сборную. Но нельзя всех мерить одним аршином. Ведь наказывать нужно не для того, чтобы сломать человеку карьеру, а для того, чтобы он взялся за ум и исправился. И все великие тренеры были выдающимися психологами. Знали, кому и на какую кнопку надавить. А любые бездумные репрессивные меры могут привести только к тому, что у нас и футболистов-то не останется. Кстати, в свое время и я был «репрессирован». В мае 1971 года московское «Динамо» сыграло в чемпионате страны с бакинским «Нефтчи» вничью – 1:1. Так вот, Константин Бесков заподозрил меня и Витю Аничкина в том, что мы договорились с соперником. Услышав незаслуженные обвинения, я немного вспылил. В итоге мы с Аничкиным оказались на «губе», которая располагалась на улице Подбельского. Дали нам пять суток «за оскорбление старшего по званию». И то хорошо: запросто могли отправить куда подальше.