Причинами авиакатастрофы в Перми стали ошибки диспетчера и экипажа
Техническая комиссия завершила расследование крушения самолета «Боинг 737» компании «Аэрофлот-Норд» при заходе на посадку в аэропорту Перми Большое Савино 14 сентября 2008 года.
Техническая комиссия завершила расследование крушения самолета «Боинг 737» компании «Аэрофлот-Норд» при заходе на посадку в аэропорту Перми Большое Савино 14 сентября 2008 года, в результате которого погибло 88 человек – все, кто находился на борту.
Согласно выводам технической комиссии к трагедии привели неправильные действия диспетчера, особенности конструкции и техническая неисправность лайнера, а также ошибки экипажа «Боинга». Более того, в тканях погибшего командира экипажа Родиона Медведева эксперты нашли алкоголь.
Напомним, что «Боинг 737», вылетев из Москвы, благополучно долетел до Перми и запросил посадку. С первой попытки посадить самолет пилотам не удалось, так как из-за сложных метеоусловий руководитель полетов пермского аэропорта Эрик Бикбов запретил посадку, отправив пилотов на повторный заход.
Техкомиссия сочла команду диспетчера о повторном заходе на посадку необоснованной и первым импульсом на пути к катастрофе. Дело в том, что диспетчер не только приказал экипажу совершить повторный заход, но и поменял ему посадочный курс, сломав, таким образом, уже заложенную в бортовой компьютер Boeing схему посадки в автоматическом режиме, сообщает «Коммерсант».
Комиссия сообщила, что менять посадочный курс можно только в экстренных случаях, однако на этот раз наземная служба «сломала» курс по просьбе экипажа пассажирского Аэробуса немецкой компании «Lufthansa», который вылетал в тоже время, что и совершал посадку российский самолет. Немецкий пилот якобы попросил диспетчера сначала предоставить полосу ему, поэтому лайнер «Аэрофлот-Норда» решили попридержать в воздухе, хотя по правилам самолет находящийся в воздухе имеет приоритет перед лайнерами, находящимися на земле.
Экипажу «Боинга» в результате смены курса надо было ввести в бортовой компьютер новые параметры из нескольких десятков восьмизначных цифр. В итоге самолету пришлось садиться «в ручную», так как времени на введение новых координат у пилотов не было.
Именно при посадке в ручную самолет резко накренился влево. По версии специалистов, это произошло из-за разнотяги правого и левого двигателя. Пилоты при этом не поняли, в какой именно крен они попали: один из них, как следует из распечатки переговоров, утверждал, что лайнер уходит вправо, в то время как другой энергично доказывал, что самолет сваливается влево. Победил в этом споре тот, кто был неправ. Добавив по общему согласованию левый крен, пилоты сорвали Boeing в неуправляемый штопор, после чего он и рухнул на землю.
Эксперты полагают, что дезориентации пилотов в пространстве способствовала непривычная для них индикация приборов Boeing, где используется другой тип авиагоризонта.
Объяснить «неадекватные», как охарактеризовал их пермский диспетчер Бикбов, действия пилотов при посадке, очевидно, можно не только отсутствием опыта полетов на самолетах-иномарках, но и еще одним обстоятельством: в мышечных тканях погибшего командира экипажа судмедэксперты обнаружили алкоголь. Однако этот факт вовсе не означает, что пилот был пьян в момент управления самолетом, так как в ходе предполетной проверки давление и пульс были в норме и от летчика не пахло спиртным. Возможно, алкоголь сохранился в тканях погибшего летчика как остаточное явление после давних приемов спиртного или стал следствием употребления спиртосодержащих лекарств.