АФК "Система" тренирует рейдерские технологии на нефтяниках?
Уголовное дело главы «РуссНефти» Михаила Гуцериева развивается ровно потому же сценарию, что и дело Урала Рахимова два года назад...
Уголовное дело главы «РуссНефти» Михаила Гуцериева развивается ровно потому же сценарию, что и дело Урала Рахимова два года назад. Как и Рахимов, Гуцериев был обвинен следственным комитетом при МВД РФ в «неуплате налогов в особо крупных размерах», «сверхлицензионной добыче» и, наконец, в «незаконном предпринимательстве». Напомним, что история с Уралом Рахимовым завершилась продажей блокирующих пакетов башкирских нефтегазовых предприятий АФК «Система» - как это в таких случаях обычно бывает, по цене далекой от рыночной.
Вероятно, блокпакета «РуссНефти» ждут и от Гуцериева.
Источник, знакомый с ходом «рахимовского дела» утверждает, что милиционеры по завершении истории признали, что статья о неуплате налогов в особо крупных размерах появилась в деле «для публики» - на случай, если бы история с уголовным преследованием Урала Рахимова стала достоянием общественности. Рахимов-младший, в силу ряда причин, глубоко непубличный человек, скандалов вокруг собственной фигуры боится, возможно, даже больше, чем любого уголовного дела. В случае с Гуцериевым, история сразу стала достоянием публики. Впрочем, обвинения в неуплате налогов в особо крупных размерах сразу отпали.
«В ГУВД понимали, что без санкции с самого верха никто не даст им применить «статью ЮКОСа» к еще одной нефтяной компании, - говорит башкирский нефтяник. - «Рабочими статьями» в деле были «незаконное предпринимательство» и, в меньшей степени, «сверхлицензионная добыча».
Сбор доказательств по последней из них требует серьезных знаний в области добычи нефти, долгой кропотливой работы и, в значительной степени, содействия ОАО «Транснефть».
«Сверхлицензионная добыча, если она имеет место, может вскрыться в ходе расследования, но не может фигурировать в качестве обвинения сразу, -- утверждает нефтяник из Башкортостана. - В принципе, не очень понятно, как можно собрать материалы для возбуждения уголовного дела по этой статье, не «прописавшись» на узле учета «Транснефти», - а для того, чтобы проникнуть туда, следователям нужна санкция прокурора на обыск, то есть, уже возбужденное дело. Единственный вариант, как его можно возбудить - явка с повинной».
Подобного рода статьи появляются в деле, когда рейдеры хотят показать властям, что прежние владельцы предприятия тоже не ангелы. «После пожара с человеческими жертвами в торговом центре в Коми около двух лет назад прекрасно работали статьи 237 (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей) и 219 (нарушение правил пожарной безопасности), - рассказывает один из бывших сотрудников крупнейшего российского рейдера ИК «Росбилдинг».
- Местные власти настолько боялись повторения той трагедии у себя в регионе, что по ним и «доказывать» ничего не надо было: прежние владельцы, чуть было не допустившие такой же кошмар, стремительно теряли доверие руководства. Я так понимаю, что для нефтяников, сверхлицензионная добыча, - такой же жупел».
УД на ГД
Другое дело, «незаконное предпринимательство». Эта статья давно уже стала настоящей палочкой-выручалочкой российских рейдеров. Возбудить уголовное дело по ней проще простого, достаточно того, чтобы предприятие недосчиталось хотя бы одной лицензии. Более того, хватит и того, чтобы фирма совершила хотя бы одно действие, не прописанное в официально зарегистрированном уставе.
При этом, если это деяние совершается организованной группой - а в принципе, в акционерном обществе это всегда так и есть - пункт второй статьи предусматривает до пяти лет лишения свободы. Соответственно, и мера пресечения позволяет по- пустяковому, в общем-то поводу, «закрыть» в СИЗО гендиректора компании-объекта рейдерской атаки.
После этого, обезглавленная и деморализованная компания, как правило, сама падает к ногам захватчика. Эту ставшую уже классической схему рейдеры в обиходе сократили на сленг: «УД на ГД» (уголовное дело на генерального директора). Урал Рахимов, похоже, решил, не дожидаясь печального финала, откупиться от захватчиков блокирующим пакетом.
Возвращение в нефтянку
АФК «Система» никогда не была крупным игроком на нефтяном рынке, а в 2002 году и вовсе ушла с него, продав «РуссНефти» «Белкамнефть». В компании решили переключиться на более, как тогда казалось, доходные рынки: связь, электроника, розничная торговля, недвижимость. Многие действительно сделали на этих рынках миллиарды, однако у АФК по разным причинам нигде по большому счету так и не заладилось.
Провальная в течение нескольких лет политика МТС заставила акционеров снять генерального директора Василия Сидорова. Пришедший ему на смену Леван Васадзе «на зубах» пытается выправить ситуацию в компании, которая стремительно теряет казавшееся безоговорочным лидерство в СНГ: «Вымпелком» догоняет МТС по количеству абонентов и уже превосходит по региональному покрытию, «Мегафон» обещает перегнать по объему прибыли уже в следующем году.
Не лучше обстоят дела и с фиксированной связью. Главный актив «Комстара» - МГТС, доставшаяся компании Евтушенкова, как говорится, по знакомству, более десяти лет назад. Ничего нового АФК на этом рынке создать не удалось - выручка от альтернативных услуг до неприличия невелика. В борьбе за «Связьинвест», «Система» столкнулась с ожесточенным сопротивлением группы, известной как «питерские связисты». Как говорят на рынке, даже если компании Евтушенкова и удастся приобрести контроль над национальной монополией вместо дочерних компаний (ее главных активов), связисты из Ленинграда оставят ему «дымящиеся руины». «Ситрониксу» не удалось стать не то, что лидером рынка, но хотя бы просто заметным российским производителем электроники, либо бытовой техники. Прожекты по созданию линеек электронных и бытовых приборов под этой маркой так и не были воплощены в жизнь, а основными клиентами «Ситроникса» до сих являются предприятия «Системы».
Строительному подразделению АФК - «Системе-галс» не суждено было занять лидирующих позиций ни в одном из сегментов рынка. За первое место на рынке строительство жилья борются «Главмосстрой» Олега Дерипаски с «Интеко» Елены Батуриной. Первенство на офисном рынке, вероятно, отойдет группе Mirax петербургского предпринимателя Сергея Полонского.
Крупнейшим собственником торговой недвижимости является группа предпринимателя Саита Гуцериева, которому, похоже, удалось обойти шведов из IKEA.
«Система» упустила франшизу одной из крупнейших британских сетей Debenhams, которая, как говорят, была у нее уже почти в руках.
Собственный розничный проект - «Детский мир» - из-за конкуренции с более успешными концепциями развивается удивительно низкими для этого рынка темпами.
Потерпев поражение почти на всех фронтах, «Система» задумалась о возвращение в нефтянку, которая кажется многим беспроигрышным вариантом. Возвращение не оказалось триумфальным. Грязная история с Уралом Рахимовым закончилась всего лишь блокирующим пакетом. Возможно, заход на «РуссНефть» Михаила Гуцериева окажется более успешным.
Сергей Краснов