«Скользкая дорожка» мэра Собянина
Каждую зиму Москву засыпают десятками тысяч тонн опасных для всего живого реагентов, на которые тратятся миллиарды бюджетных денег

Борьба с гололедом или с москвичами?
К этому зимнему сезону московская мэрия потратит 6 миллиардов рублей на закупку противогололедных реагентов. И это рекорд. При этом приобретенные 9 килограммов реагентов на каждый квадратный метр московских дорог – это на 60% больше годовой нормы.
Чиновники мэрии уверяют – вред от химикатов минимален настолько, что их можно чуть ли не на хлеб намазывать и есть. Тем более, как разводят руками чинуши – и альтернативы-то химикатам нет.
Ну, насчет альтернативы можно было бы легко изучить опыт мегаполисов многих западных стран – однако, у нас ведь свой собственный путь. Что же касается полезности реагентов, то после изучения образцов антигололедной смеси ученые твердо говорят – химикаты опасны для экологии, для людей, для машин, одежды и обуви, и домашних питомцев. В общем, для всего, что есть в городе. И это уже не говоря о том, в какую черную кашу эти химикаты превращают столичные дороги.
Многие задают вопрос – зачем Собянин год из года продолжает травить Москву? Ответ лежит на поверхности – это большой и весьма выгодный бизнес, который постоянно растет. Только за последние два года бюджетные расходы на закупку реагентов выросли на 50%. Кто и в каких пропорциях делит прибыли, простым москвичам, конечно, известно едва ли.
Горожане видят только то, что у них под ногами. И пишут об этом в соцсетях: «Один из признаков наступления московской зимы – россыпи реагентов. Значит, зима пришла. На всем моем пути был рассыпан реагент! Было ощущение, что я преследую машину жилищника по ее следам»…
«После первых снежинок, когда еще не было ни льда, ни сугробов, улица Пятницкая уже была усыпана килограммами реагента!» – написал один из пользователей Facebook.
С чего такая щедрость – спросите вы? Да все просто – с реагентами, как и с бюджетными деньгами. Надо все, что получили, в обязательном порядке освоить. В данном случае – рассыпать по столичным улицам. Дело ведь в том, что что на сезон 2018-2019 собянинская мэрия закупила реагенты в объемах, в разы превышающих не только нормы его использования, но и все разумные пределы.
Среди закупленных химикатов – 156 тысяч тонн твердого противогололедного реагента «на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия», на что было потрачено 2,7 млрд рублей. А еще 66 тысяч тонн твердого реагента «на основе композиции хлористого кальция и натрия». На это «чудо-юдо» ушло чуть более 900 миллионов рублей. Ну, и «до кучи» закуплено 102 тысячи тонн композиции карбоната кальция (мраморный щебень), формиата натрия (соль муравьиной кислоты) и хлорида натрия (пищевая соль) «для уборки дворовых территорий и межквартальных проездов города» и тротуаров. Эта пробежка по химической таблице Менделеева обошлась московскому бюджету в 2,4 млрд рублей.
Для людей химии не жалко
Всего мэрия в лице ГБУ Москвы «Автомобильные дороги», подведомственного департаменту ЖКХ московского правительства, закупила на этот зимний сезон 324 тысячи тонн реагентов. Если верить информации на сайте того самого ГБУ, общая обслуживаемая хозяйственниками площадь дорог Москвы составляет 36 млн кв. м. Решив несложную арифметическую задачку, получаем 9 кг реагентов на каждый квадратный метр московских дорог (вместе с тротуарами). Именно столько мэрия закупила для борьбы с гололедом.
Хотя в открытых источниках легко найти рекомендуемую среднюю норму расхода твердых противогололедных материалов. Например, на сайте компании УЗПМ (о ней чуть ниже), дочерняя фирма которая и получила жирные контракты с мэрией Москвы, указана цифра – 42 грамм на кв м. Вдумайтесь в разницу – 42 грамма и 9 килограммов. На квадрат.
И при этом любой специалист скажет, что даже забыв о токсичности реагентов, чисто технически столько городу не нужно. Снова возвращаемся к арифметике младших классов. По условиям техзадания противогололедные реагенты мэрия будет использовать предположительно с 1 октября 2018 года по 31 марта 2019 года. То есть, 182 дня. Так вот – даже если бы столичные коммунальщики ежедневно засыпали абсолютно все городские дороги и тротуары в течение этого полугодия, при средней норме расхода они при всем желании потратили бы максимум 7,6 кг за квадратный метр. Другими словами, даже неадекватная и порой ненужная просыпка дорог все равно не поможет потратить все закупленные к этому сезону химикаты.
Нынешняя закупка превышает и стандарты самой мэрии. Объем применения твердых противогололедных реагентов составляет порядка 185−200 тысяч тонн на один сезон. По крайней мере, так написано в распоряжении правительства Москвы «Об утверждении технологии зимней уборки с применением противогололедных реагентов». Выходит, сами себе противореча, чиновники превышают норму закупа реагентов на 62%. Их бы поругать за это – но кому? Если только самим себя.
Но они почему-то этого не делают. Зато из года в год тратят больше, чем это необходимо. К примеру, на зиму 2017-2018 департамент заготовил 102 тысячи тонн реагентов. Хотя согласно тому же вышеуказанному документу, для дворовых территорий и внутриквартальных проездов департаменту ЖКХ должно спокойно хватать 40-50 тыс. тонн этих химикатов на весь зимний сезон.
Осенью 2017 года на закупку противогололедных реагентов мэрия потратила немало – 4,47 млрд рублей. Это на 34% больше, чем годом ранее. Ну, а в этом сезоне чиновники и вовсе сподобились на рекорд. Хотя нынешние 6 миллиардов тоже, возможно, не предел. Вкус-то он, как известно, приходит во время еды. Вернее, в ходе освоения бюджетных денежек.
Таблица Менделеева под ногами
Кстати, если вспомнить не столь уж давние лужковские времена, тогда тоже велосипеда не изобретали и дороги посыпали и поливали химикатами. И так же порой обильно. Но зато при мэре Лужкове достаточно долго было табу на соль в столичных дворах. Даже в самые снежные зимы как-то обходились без нее.
Но пришел Собянин и в его первую же зиму в 2012 году ему можно сказать подфартило, Москву завалило снегом. И если центральные улицы еще как-то чистились, то с уборкой дворов коммунальщик не справлялись. И тогда, как вспоминает координатор токсических программ «Гринпис России» Алексей Киселев, «новый мэр волевым решением дал команду соль использовать».
При этом, как указывал эксперт, никакой речи о соблюдении норм не шло вообще. Сыпь соль от души – лишь снег бы таял. «Мы точно знаем, что сплошь и рядом в Москве единственный дозатор основной, который используется – это бутылка двухлитровая пластиковая, из которой сыпят активно в разные стороны, не взирая ни на что, – рассказывал Алексей Киселев. – Я сам видел, как по Варшавскому шоссе ехала грузовая машина, в кузове была огромная гора реагента, там сидела пара дворников, которые просто сыпали, даже не глядя куда – дорога, тротуар или вообще газон…».
«В свое время предпочтение отдавалось жидким реагентам, теперь в «тренде» – твердые», – сетует директор общественного фонда «Гражданин», эколог, эксперт в области экологической и промышленной безопасности Максим Шингаркин.
Натрий хлор всегда в базисе лежит, просто его нужно замещать» – рассуждает специалист. – Сначала его пытались замещать кальцием, но он сильно портит обувь. Потом кальций остался в малых количествах, ему на смену пришел калий. А калий хлор – это по своей сути минеральное удобрение. А муравьиная кислота дает очень интересный эффект, позволяя другим реагентам более эффективно действовать. Кроме того, она является стабилизатором хлорида натрия по отношению к растительности. Если хлорид натрия попадает на газон с муравьиной кислотой, вред для почв существенно уменьшается».
Неплохого мнения экологи и о мраморной крошке, которую используют в борьбе с гололедицей в некоторых западных мегаполисах. Правда, ее существенный недостаток – агрессивность соли. При Лужкове она была под запретом – и этот запрет одни поддерживали, другие критиковали, считая, что это технологически отбрасывает Москву далеко назад.
При Собянине с солью коммунальщики работают – но без всякого учета и контроля. Потому-то сегодня на улицах то и дело встречаются кучки чего-то белого, как будто кто-то просыпал то ли соль, то ли муку.
Экологи и эксперты в области безопасности дорожного движения не раз поднимали проблему нерационального использования опасных реагентов. Не так давно на одной из научных конференций назывались такие цифры: количество реагентов и солей, используемых в зимний период в Москве, в 10-12 раз превышает безопасный уровень. Засоление почв в столице привело к гибели газонной травы и кустарников, а в дальнейшем будет губительно влиять на деревья.
Но с учетом того, что в столице одним из преобладающих в городе проектов является ежегодная высадка новой растительности под бдительным «протекторатом» заместителя мэра Пера Бирюкова, тоже съедающая немало бюджетных денег – то, вполне вероятно, гибнущие от химикатов деревья и кусты лишь на руку чиновникам. Лишний повод выделить деньги из бюджета и их благополучно освоить.
А то, что фактически город поставлен на грань экологической катастрофы – кому это интересно? Но ведь и не только в природе дело. Например, с точки зрения безопасности на дорогах противогололедные материалы также вызывали серьёзные нарекания. Та же мраморная крошка, содержащаяся в комбинированных реагентах, истираясь в пыль, а затем в сочетании со снегом создает липкую пленку на лобовых стеклах автомобилей.
Помимо этого, бывали случаи, когда высокое содержание в реагентах хлористого натрия вызывало повреждение электропроводки и соединительных патрубков в автомобилях. Пара-тройка таких сезонов и новенький автомобиль можно сдавать в утиль.
Кто в наваре?
Но если простому москвичу на новую машину еще копить и копить, тем господам, с легкой руки которых 6 миллиардов рублей тратятся на реагенты, экономия не грозит. Речь, кстати, не только о столичных чиновниках. Противоледные химикаты, как и любой другой большой и не во всем законный бизнес типа мусорного и ему подобных, требует создания некой ячейки заинтересованных лиц, в которой один проект лоббирует, другой производит, третий помогает победить нужной компании в конкурсе, четвертый нужную бумажку подписывает.
В случае с поставками реагентов в столицу победитель и единственный участник большинства аукционов, как указывалось в различных СМИ – зарегистрированное в Москве ООО «НПО «Путевые технологии». По данным системы «Контур.Фокус», эта компания на 95% принадлежит «Уральскому заводу противогололедных материалов» (УЗПМ). Еще 5% компании – у её гендиректора Дениса Баклушина.
Учредителями «Уральского завода противогололедных материалов», согласно ЕГРЮЛ, являются Халэф Гильфанов и Андрей Бабиков – им принадлежит 66,7 и 33,3% компании соответственно.
И вроде бы никаких «белых пятен», если, конечно, не вспоминать о том, как в 2015-м многие СМИ рассказывали о возбуждении уголовного дела в отношении совладельца Уральского завода противогололедных материалов Рустама Гильфанова – на тот момент поставщика 40% реагентов для нужд Москвы. Тогда его обвиняли в мошенничестве в особо крупных размерах.
В СМИ писали о том, что в реагенты, которые выпускались на вышеуказанном предприятии, могли добавляться некие составы, которые сказались на закупочной стоимости продукта.
Говорилось, что из-за этого столичный бюджет мог переплатить примерно 2,5 млрд. рублей. Правда, правительство Сергея Собянина наотрез отказалось признать себя по делу потерпевшей стороной. А, как говорится, «нет тела – нет и дела». Что там было на самом деле – осталось тайной за семью печатями.
Фонд по борьбе с коррупцией в свое время сообщал о том, что система закупок реагентов в Москве связана с огромными откатами. Причем одним из главных бенефициаров использования реагентов, по большей части с большими нарушениями, называлось имя тогдашнего руководителя департамента ЖКХ и благоустройства столицы Андрея Цыбина.
В 2015 году Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ООО «НПО Путевые технологии» и ООО «Башхимпром» по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» при проведении торгов на закупку противогололедных реагентов для нужд Москвы. Общая сумма контрактов, заключенных с признаками антиконкурентного соглашения составила более 6 млрд рублей.
Правда тогда пошумели, руками помахали – но потом все на одно место ровно и сели. По крайней мере никто не слышал о том, что кто-то из «важных» наказан, уволен и уж тем более в тюрьму посажен. А сегодня, когда столичная мэрия бьет все рекорды по закупкам химикатов для дорог, и вовсе не слышно и не видно ни ФАС, ни прокуратуры, ни других курирующих ведомств.
Все дело в том, что творимый сегодня чиновниками беспредел ими же самими и узаконен. Им никто не указ – да и, как говорится, большинство из них одним миром мазаны. И в этом их мире эти господа на хлеб явно не реагент намазывают. Химикаты – это для народа. Пей химию, ешь химию, и ходи по ней. Ничего для людей не жалко. Лишь бы слишком долго не жили. А то плати потом пенсию счастливчикам, которые дотянули до нового пенсионного возраста.