Банк потратит – государство заплатит
СМИ сообщают о проблемах «Россельхозбанка», связанными с нежеланием его должников платить. Ответ на вопрос – какими деньгами будут затыкать кредитную дыру, находится очень быстро – похоже, снова бюджетными
Все потратили – дайте еще
Один из ведущих банков с государственным участием «Россельхозбанк» перенес размещение субординированных облигаций с 18 декабря на неопределенный срок. «Публичный займ», который должен был принести по тысяче долларов на каждую из 50 тысяч бумаг, отложен.
Для рынка это тревожная новость. Но важней другой вопрос – РСХБ сам кредитует аграриев и промышленников – ему самому зачем эти деньги?
По словам аналитика Moody’s Светланы Павловой, бессрочные субординированнные облигации банки выпускают для того, чтобы пополнить капитал первого уровня и досоздать резервы на потенциальные потери. Тем более, что они уже были и их заметили на самом верху. Премьер-министр Дмитрий Медведев прямо указывал на недостатки в деятельности РСХБ: «В прошлом у банка были проблемы, так называемые токсичные активы. Другими словами – это так называемые накопленные проблемные долги, а также участие в тех или иных проектах, по которым вероятность платежа практически нулевая. Поэтому их нужно закрывать».
Как закрывать? Да как всегда – при помощи бюджета. Некоторые СМИ сообщают, что правительство уже направило на докапитализацию «Россельхозбанка» 5 млрд рублей, а Дмитрий Медведев заявлял, что до конца года банк получит еще 20 млрд. Да и в 2019 г., и в 2020 г. правительство планирует выделить на докапитализацию РСХБ еще 15 млрд и 10 млрд руб. соответственно. Об этом говорится в поправках правительства к проекту бюджета на 2019-2021 гг.
Что касается тех самых «токсичных кредитов» – то есть денег, которые банк раздал не очень честным или не слишком удачливым заемщикам, то именно они, по мнению экспертов и являются основными причинами нынешнего плачевного состояния РСХБ.
Среди тех должников, кто особенно на слуху – ростовский холдинг «Покровский», который должен «Россельхозбанку» больше 50 млрд рублей, и уже почти разорившийся. Еще есть ООО «Свинокомплекс Пермский», управляющий которого по суду пытается признать договор залога между комплексом и «Россельхозбанком» ничтожным.
Тяжелый случай
Но, наверное, самая запутанная история – с «ФСК Лидер», который должен банку порядка 12 млрд. рублей. Компания в 2016 году купила «ДСК-1», на который и оказались взяты кредиты.
Более того, СМИ уже не раз писали о том, что «ДСК-1» буквально растащили на ряд юрлиц с крошечным уставным капиталом, с которых взять нечего. В ходе проведенной в конце прошлого – начале этого года реорганизации, предприятие-должник в составе ФСК «Лидер» оказалось разделено на 5 отдельных организаций – ООО «Нью-Сити», «Гуд-Сити», «Лайн-Сити», «Дск1-Ростокино» и «Дск1-Тушино». Совокупный уставной капитал этих фирм-«новоделов» составляет всего 720 миллионов рублей – притом, что активы непосредственно «Лидера» измерялись не одним миллиардом рублей. Куда же делись все эти «заводы и пароходы»?
Идут разговоры о том, что основные активы из компании уже заранее выведены.
На это, к примеру, может указывать тот факт, что нынешние владельцы «ДСК-1» – семья потомственных строителей Ворониных, которые в этой сфере прошли «огни и воды». Однако, сейчас комбинат находится в очень тяжелом финансовом кризисе.
Да, визуально глава семейства Владимир Воронин предпринимал шаги по оздоровлению компании. Например, приобрел еще один завод – ЖБИ-6 мощностью 250 тыс. кв. м. в год на Новохохловской улице, на юго-востоке Москвы у группы ЛСР Андрея Молчанова, чтобы перенести мощности двух действующих заводов «ДСК-1», а освободившиеся под ними площадки застроить или продать.
Тем более, что объекты «ДСК-1» оказались в очень удобных для застройки как массовым, так и элитным жильем местах столицы – в Ростокино, Тушино, Хорошевском районе и, что особенно важно, в Краснопресненском, на берегу Москвы-реки рядом с Москва-Сити.
Однако, планы по застройке площадок на месте заводов «ДСК-1» рухнули, а к самым «вкусным» подрядам реновации девелопера не подпускают – там и без них тесно.
Возможно, реализации супервыгодного девелоперского проекта мешают и технические сложности: например, в районе Москва-Сити перекладка коммуникаций под новый жилой комплекс или небольшой микрорайон может представлять собой нерешаемую или, как минимум, супердорогую задачу. Так или иначе, заводы комбината до сих пор на месте, повиснув гирями на шее холдинга.
Тем временем, поднимают «волну» дольщики проблемных строительных объектов. Покупатели квартир в ЖК «Изумрудная долина» в Московской области, не дождавшись обещанных президентом «Лидера» домов, начали вселяться в недостроенный комплекс самовольно. Не смотря на то, что деньги на достройку «долины» поступают из бюджета Министерства строительства Московской области, домам до сдачи еще все равно очень и очень далеко.
3 апреля 2018 года президент ФСК «Лидер» Владимир Воронин дословно обещал людям следующее: «Процесс достройки проекта будет находиться под серьезным контролем со стороны наших экспертов. По сути, мы будем выполнять роль fee-девелопера, однако не планируем принимать участие в реализации свободных квартир. Уверен, наш опыт в части реализации проектов по достройке проблемных объектов поможет в оптимальные сроки завершить строительство и передать жилье пострадавшим дольщикам».
Так что, у специалистов есть большие сомнения в том, что у «Лидера» есть свободные средства, которые он может направить на погашение задолженности «Россельхозбанку». Тем более, даже если компания собрала немалые деньги с дольщиков, по законодательству эти средства нельзя пускать на погашения кредита.
Прав тот, кто знает судью?
Интересна и история странных судебных тяжб, в которые втянул себя «ДСК-1». Например, обращают на себя внимание два иска к коммандитному товариществу «ДСК-1 и компания», поданные в Арбитражный суд. Первый, на 99,5 миллионов рублей, подан ЗАО «Первая домостроительная компания» и ЗАО «ДСК-1», второй, на 1,9 миллиардов рублей – ООО «Инвестстройфинанс» (при участии АО «ДСК-1» как третьего лица на стороне истца). В удовлетворении исков отказано, но разборки не закончены.
Интересней здесь другое – все участники этих тяжб, и ответчик и истцы, судя по документам, входят в группу «ДСК-1». Почему они судятся между собой и, как вышло, что Фемида оказалась на стороне ответчика? По мнению экспертов, эти разбирательства теоретически могли быть направлены не только на сбор средств для выплат по кредитам, но и, например, на признание в дальнейшем сделки о покупке «Лидером» «ДСК-1» ничтожной. В случае удачи на кону – законный отказ обязательств по кредиту.
Пока суд сторону истцов не принял, посчитав требования исков не подлежащими удовлетворению. Но как нельзя более уместно тут напоминание о сообщениях СМИ, согласно которым покровительство «Лидеру» якобы оказывает сам заместитель председателя Верховного суда Олег Михайлович Свириденко, бывший председатель столичного Арбитражного суда, «прославившийся» своим участием в скандальных противостояниях «Сбербанк» – «Транснефть», а также делах «Мечела» и «Роснефти».
Тогда маститый судья, которого подозревают в лоббировании интересов «Лидера», обеспечил победу Сбербанка в споре с «Транснефтью» на несколько десятков миллиардов рублей, продавил выгодное решение для «Мечела» и даже как будто «был снят на скрытую камеру во время торговли вердиктами в интересах «Роснефти».
Кстати, вполне возможно, по причине наличия такой «крыши» владельцы «Лидера» и не особенно волнуются по поводу своих недостроев. Тем более, что Минстрой Московской области уже подхватил уроненную «Лидером» «эстафетную палочку» – из регионального бюджета выделяет средства на достройку «Изумрудной долины».
По данным самого девелопера, в столице и московском регионе «Лидер» в настоящее время строит 14 многоквартирных жилых комплексов на несколько десятков тысяч человек. Еще восемь ЖК строятся в других городах страны, из которых три – в северной столице.
Не страшна растрата – дадут сколько надо
Достроят – не достроят, судя по всему, семью Ворониных так же не слишком заботит. Если в России станет совсем горячо, эти господа просто уедут на свою новую «родину» – на Мальту, гражданство которой, по сообщению РБК, они уже благополучно получили.
Кстати, возможно, и разница между активами «ДСК-1» и совокупным уставным капиталом пяти «новоделов» тоже уже где-нибудь в тех краях. Так что, возвращаясь к «несчастному» «Россельхозбанку», скорее всего, не видать ему денег, данных в долг «Лидеру». Да, в общем-то, в банке особо и не рвут на себе волосы на этот счет. Всем понятно – крах такого государственного финансового гиганта станет большим ударом для многих сфер в стране. Да и в плане престижа страны тоже.
Поэтому понятное дело – все «дыры», возникшие по вине «эффективных менеджеров» РСХБ, раздающих кредиты фактически не глядя, придется затыкать государству, в очередной раз сэкономив на чем-нибудь другом. Например, на медицине. Или на пенсиях. Или на стипендиях для студентов. Ну, или на пособиях для инвалидов и тех, кто за ними ухаживает.
Жаль, что нет никакой ответственности за фактически бездарную растрату огромных бюджетных средств – и более того, государство, раз за разом безропотно докапитализируя РСХБ, само поощряет банкиров без боязни спускать деньги на ветер. Не свои – чего жалеть.