Жить на пороховой бочке и не умереть
Завод взрывчатки под Красноуральском отравляет воздух и воду в городе с населением в десятки тысяч человек, а местные власти и правительство Свердловской области закрывают на это глаза
Город Красноуральск находится в 190 километрах к северу от Екатеринбурга. Типичный такой советский моногородок с населением в 25-30 тысяч человек. Основа жизни, как это часто бывает на Урале, металлургия и химия. Здесь родился знаменитый советский космонавт Виталий Севастьянов. Но речь не о нем - в последние годы Красноуральск стал постоянным источником бед для области. А его жители вполне обоснованно опасаются за свое здоровье и жизнь. Причина – ООО «Красноуральский химический завод». Официально он не работает. Но жизнь горожанам его собственники отравляют. Причем в прямом смысле.
В свое время Красноуральский химический завод был для поселка настоящей опорой и кормильцем. Выпускали на нем кислоту и другие компоненты для производства взрывчатых веществ - тротила и аммонита. Но постепенно заказы от Министерства обороны РФ сошли на нет и предприятие отдали в руки частника. Сейчас здесь директором является Лариса Губайдуллина (она же владелец), завод не эксплуатируется. Жители города не раз жаловались на предприятие, которое даже в неработающем состоянии умудряется загрязнять природу, в частности – речку Кушайку. Не известно, о чем думали представители власти, но должные меры безопасности не были обеспечены. Местная администрация разводит руками: «Это частное предприятие, и контролировать его, заходить на его территорию, мы не имеем права», говорит глава городского округа Светлана Рафеева.
Что получили красноуральцы? Кислоты, щелоки, нитромассы и другие опасные продукты лежат под открытым небом. Дожди, снег, перепады температур - все это создает потенциально опасные условия. Буквально ежесекундно все опасные вещества проникают в почву и воду, а оттуда в водопровод. Уровень экологической опасности даже просчитать никто не берется. Не меньшую опасность представляет постоянное нарушение техники безопасности хранения в плане возможной детонации как материалов, так и готовой продукции. По сути, жители Красноуральска находятся на большой пороховой бочке с тлеющим фитилем. Есть и другой момент – когда-то именно КХЗ занимался обеспечением города теплом в отопительный сезон. В результате эту зиму местные жители провели с холодными батареями. Люди обращались как к городской, так и к областной власти с просьбой навести порядок и возродить КХЗ. Но чиновники не слышат жителей Красноуральска.
3 марта терпение закончилось. Последней каплей стал…слив отработанной серной кислоты на землю - местные видели, как на заводе хранилище кислоты порезали на металл. Жители, собравшись в ДК, написали обращение к региональным и федеральным властям, сопроводив его весьма говорящими цифрами. В настоящее время, говорили участники акции, в разрушенном периметре промзоны остаются расходные материалы для выпуска тротила – в аппаратах тонны разлагающейся взрывоопасной нитромассы. Готовая продукция, масса агрессивных химреактивов, около 1000 тонн отработанной кислоты, 500 тонн олеума и 400 меланжа хранятся практически бесконтрольно, зачастую под открытым небом. Химикаты насыщают почву и грунтовые воды. Ядовитый щелок сливали на рельеф годами. Красноуральск не только на грани неконтролируемого взрыва, но и близок к экологической катастрофе, сообщали они.
Из Екатеринбурга спешно приехала комиссия с депутатами заксобрания. «Ситуация в Красноуральске, если можно так выразиться, ведь на самом деле взрывоопасная. И в социальном, и в экологическом, и в «тротиловом» смысле. Здесь у людей, как и в большинстве территорий области, серьезные проблемы с коммуналкой, с трудоустройством, с экономикой и социальной защитой в целом, а тут у них еще и вулкан под боком, а власть тупо это все игнорирует. Иногда складывается впечатление, что чиновники сами сознательно взращивают очаги социальной напряженности в области. По экологии здесь тоже все невесело, и понадобятся годы и огромные средства, чтобы выправить ситуацию», констатировал депутат Вячеслав Вегнер.
Слова депутата подкрепил пожар, случившийся 13 марта. На площадке неработающего химзавода загорелись резервуары с азотной кислотой емкостью 300 кубометров. Во время тушения было обнаружено… более 60 тонн бесхозного тротила! Прокуратура возбудила уголовное дело по факту отсутствия производственного контроля и необеспечения безопасности хранения и утилизации опасных веществ. Г-жа Губайдуллина пообещали все исправить в кратчайшие сроки.
Правда, выправляли ситуацию собственники завода очень странно. В апреле они начали утилизацию компонента взрывчатки – динитронафталина. Якобы под строгим надзором компетентных органов, в полном соответствии с законодательством. Первые порции динитронафталина загорелись 26 апреля. Однако уже через два дня жители поселка Пригородный, расположенного рядом с химполигоном, направили письмо в адрес прокурора Красноуральска Владислава Астраханцева. Они утверждают, что о начале утилизации население не уведомили. Опасные отходы сжигаются бесконтрольно, вблизи жилых домов, с нарушением норм и правил промышленной безопасности: «26.04.2016 г.: ориентировочно в 13.40 над ООО «КХЗ» повисло огромное черное облако дыма, которое распространялось то в сторону Пригородного, то в сторону Октябрьского поселков. Дома, стоящие ближе к заводу, частично попали под облако. Черный дым поднимался в небо на высоту 25-30 метров, окутывая большую территорию, что, вполне естественно, испугало людей. Когда жители обратились в Единую диспетчерскую службу по телефону 2-22-20, то диспетчер Черных ответила, что идет сжигание мусора на химзаводе. По виду дыма и его количеству было ясно, что горит не мусор, а химические вещества и в большом количестве. Диспетчер либо умышленно дезинформировала, либо не владела ситуацией. Затем она передала трубку начальнику службы Кричевскому А.А. и на вопрос «Что происходит на заводе и что нам делать?!» он ответил: «Зачем вам это знать?»… Действительно, зачем?! Видимо, не имеет значения, что жилые дома находятся в «шаговой доступности» от завода. Из других источников мы узнали, что были предупреждены: предприятие ОАО «Святогор», комбинат «Гранит». Не оповестили только жителей поселков Пригородный и Октябрьский. Почему? Почему мы вынуждены дышать продуктами горения, задыхаться и оставаться в неведении (сейчас рванет завод или чуть позже)?!».
Прокуратура на ситуацию отреагировал формально – мол, пробы воздуха берутся каждый день и никакого превышения ПДК там не выявлено. Владислав Астраханцев комментировать ситуацию отказался наотрез. Между тем, для проведения замеров главный эколог города проникает на завод нелегально – официально представителей власти на территорию бывшего предприятия никто не пускает!
Динитронафталин должны были уничтожить за неделю. Всего предполагалось сжечь 90 тонн этого вещества. По нашей информации, к 4 мая уничтожена половина опасных материалов – около 45 тонн.
А пока все идет своим чередом – ежедневно в небо уходят клубы ядовитого дыма, отравляя все вокруг. А местные жители просят прокурора вмешаться в ситуацию и принять все меры прокурорского надзора. И заодно довести уголовное дело в отношении собственников до конца. Может, хоть тогда не взорвется…?