Подпись как улика
«Сбербанк России» обратился в полицию из-за фальшивой подписи футболиста Андрея Аршавина на договоре поручительства. Ранее банк пытался взыскать с него более 100 млн рублей. Но кто здесь действительно виноват?
Скандал вокруг футболиста «Кубани» Андрея Аршавина и Сбербанка продолжается. Напомним, что ранее Сбербанк подал иск в отношении самого Аршавина, а суд арестовал его имущество (примерно на 5 млн рублей) в рамках процесса о взыскании долга в 104 миллиона рублей с его партнера Петра Тиньгаева. Несколько лет назад футболист стал соучредителем сети салонов по продаже иномарок в Выборгском районе Петербурга. Однако в последнее время дела шли плохо, у Тиньгаева образовались крупные долги, и к нему было подано множество исков. В деле Аршавин был привлечен в качестве третьего лица - как поручитель при займе.
Но 28 сентября Выборгский районный суд Петербурга отказал Сбербанку в иске к футболисту и снял арест. Решение было принято исходя из выводов графологической экспертизы. Эксперты решили, что подпись Аршавина на договоре поручительства подделана, то есть Сбербанк пытался взыскать с футболиста долг по подложному договору. Кто и зачем подделал подпись Аршавина, пока не выявлено.
Как сообщили нашему изданию в пресс-службе Сбербанка, банк обратился в правоохранительные органы по факту фальсификации подписи поручителя. Однако – и это надо признать – дело Аршавина выявило серьезные проблемы в самом Сбербанке. Есть масса вопросов, на которые не ответов. Например, кто и как принял эти документы (если они фальшивые), куда смотрела экспертиза и служба безопасности, юристы? Неужели 200-миллионные кредиты (а именно столько взял г-н Тиньгаев) в Сбербанке можно спокойно получить по фальшивым документам? Видимо, можно.
Впрочем, такая и подобные ей истории в Сбербанке происходят не впервые. Так, в 2000 году в кредитном скандале засветилось дочернее предприятие ГАЗа в Хакасии «Абаканавтогаз». Чтобы решить проблему с оборотными средствами, его гендиректор Александр Роледер уговорил 4 знакомых и фирму «Автомобильный торговый альянс» взять в банке кредит под залог якобы имевщихся у них 800 автомобилей. Техпаспорта были фальшивыми. Затем он уже сам взял второй кредит, на 14 млн рублей – и тоже по поддельным документам. Когда дело вскрылось, прокуратура развела руками – на проверку подделок ушло 2 месяца, а у Сбербанка, как заявил тогда ее представитель, нет возможностей «для тщательной проверки предоставляемых документов, [поэтому] вероятность получения кредитов под подложные бумаги довольно велика».
Но это было, допустим, давно. А как сейчас, при немыслимом уровне технических и прочих экспертиз, вдруг получается брать кредиты по фальшивым документам? Вот истории «посвежее». В ноябре 2011 года руководители тюменской компании «Юргаагростройсервис» изготовили и представили в отделение Сбербанка фиктивные документы о финансовом состоянии и платежеспособности своей фирмы, а также поддельные документы о взаимоотношениях с контрагентами по приобретению строительных материалов. И получили кредит в 25 млн рублей, который истратили на собственные нужды. Весной 2015 года в одном из отделений Сбербанка в центре Москвы мужчина 1977 года рождения получил жилищный кредит. Сумма ипотеки составила 13,5 млн. рублей. Заявление в полицию от одного из сотрудников банка поступило ПОСЛЕ того как деньги были выданы. Но до этого документы были приняты, их проверяла служба экономической безопасности, юристы и все, кому положено. Не видели? Вряд ли. Значит, были, как говорится, «в теме». И такое случается частенько. А вспомните громкие дела 2006-2007 годов, когда сотрудники Люблинского и Стромынского отделения выдали на 5 миллиардов высокорисковых кредитов. Там тоже фигурировали поддельные документы. Конечно, не всегда цифры такие огромные – например, в 2010 году в Сергиево-Посадском районе Подмосковья два приятели оформили в Сбербанке 7(!) кредитных договоров по поддельным документам на 5 миллионов рублей. Один из «оформителей» - оперуполномоченный.
Почему удается брать кредиты в том числе и по подложным документам? Ответ простой: положительное решение обеспечивают сотрудники тех подразделений банка, через которые проходит пакет документов. Естественно, на «откат». Сумма его варьируется – в основном, она зависит от аппетитов банкиров.
Судите сами, если у заемщика есть трудности, то он обращается к так называемым кредитным брокерам. Которые готовы «помочь» получить кредит за 10-50% от его суммы – в зависимости от трудностей. Соответственно, вы подаете в нужное время в нужном отделении пакет документов, потом вам сообщают, что нужно «донести» или переделать, когда будет звонить сотрудник службы безопасности и т.д. Такая цепочка из банковских сотрудников есть у каждого агентства или частного лица, оказывающего подобные услуги. Иначе как объяснить сладкую фразу «за Вас решают все трудности в получении кредита в Сбербанке; помогут ускорить процесс рассматривания заявки», например, на этом сайте?
Поэтому ничего удивительного в том, что Сбербанк принял документы с поддельной подписью Аршавина, нет. Все хотят жить хорошо – и сотрудники Сбербанка тоже. А ради этого всегда можно чего-то «не увидеть» или просто договориться…