Дело – труба
«Транснефть» не вкладывает необходимые деньги в ремонт инфраструктуры. А значит, техногенные катастрофы, подобные московской, будут множиться во всех регионах страны
![Дело – труба](https://obshchayagazeta.eu/sites/default/files/styles/620x370/public/uploads/articles/203_3.jpg?itok=2081T40J)
Минуло две недели со дня резонансного пожара на Москве-реке в районе Марьино. Первые три дня общественность бурлила, а официальные органы вынужденно давали комментарии. Муниципальные власти, подчиняясь указивкам сверху, кривясь, говорили, что «комиссия разберется». Настоящий виновник, говоря языком сотрудников ДПС, «предпринимал попытки скрыться». «Транснефть» устами пресс-секретаря целые сутки усиленно обманывала москвичей, говоря, что она к аварии никакого отношения не имеет. Сегодня в СМИ стоит тишина – видимо, нефтяники задействовали весь админресурс.
Восстановим ход событий. Днем 13 августа, через сутки после пожара, заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков заявляет о начале работы городской комиссии по расследованию причин аварии. «Сегодня комиссия работает, и в ближайшие 5 дней они предложат все варианты, которые есть», сказал он. Сегодня 25 августа. Напоминаем, прошло 2 (две) недели. Пять дней закончились 18 августа. Мэрия публично причины не озвучила. О работе комиссии также не слышно…
Буквально через час после аварии пресс-секретарь, советник президента АК «Транснефть» Игорь Демин сообщил, что компания не имеет отношения к возгоранию на юге Москвы. При этом компания приостановила прокачку по нефтепродуктопроводу. По некоторым данным, прокачка была остановлена еще до аварии. Что означает, как предполагают эксперты, что на трубопрововоде «Транснефть» проводила какие-то работы. В результате которых нефтепродукты попали в Москву-реку. Они же и загорелись. Правда, первоначально Демин сгоряча признал факт происшествия на объекте компании, но затем (видимо, после окрика сверху) стал отнекиваться и выдвинул несколько версий – от хулиганства до утечки нефтепродуктов с территории МНПЗ, находящегося за несколько километров от места происшествия, через систему «Мосводостока».
Противоестественные фэнтези, которыми «Транснефть» кормила общественное мнение, предназначенной им роли не сыграли. Начала проверку Прокуратура Москвы. Городская комиссия подключила МЧС, «Мосводосток» и Росприроднадзор. Руководитель Росприроднадзора по ЦФО Константин Елисеев сообщил, что причиной пожара мог стать «и износ металла, и отсутствие должного контроля». Виновнику пожара, по его словам, грозит всего лишь штраф по административному делу в размере 30–40 тыс. руб. Чьим именно керосином пахнет дело, окончательно выяснит Росприроднадзор, взявший пробы с места возгорания. Результаты будут известны в течение двух недель. Расследование планируется завершить в течение двух месяцев.
Впрочем, у экологов сомнений по факту происшествия нет. «Это очень грязная история, - считает директор природоохранных программ общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов. - «Транснефть», сваливая вину на других, называла самые невероятные причины появления этих горючих веществ на берегах реки. Нет никаких гарантий, что такое не повторится».
Пытается выстроить единый фронт против «Транснефти» и Мосгордума. Впрочем, ею движут не идеи защиты экологии Москвы и интересов ее жителей, а сервильная необходимость поддерживать все телодвижения мэрии. «От «Транснефти» мы получали абсолютно разные версии, которые не проясняли, а усложняли понимание произошедшего, - говорит председатель комиссии по безопасности Инна Святенко. - В итоге городская комиссия по чрезвычайным ситуациям установила факт разгерметизации трубопровода «Мостранснефтепродукта», структуры «Транснефти». Теперь считаю крайне важным разобраться, что нужно сделать, чтобы в дальнейшем подобные ситуации не повторялись».
А пока городские чиновники заседают и пытаются понять, как побороть «Транснефть», появляются новые подтверждения виновности компании. По данным, полученным агентством «Интерфакс», утечка нефтепродуктов в Москву-реку произошла из-за изношенности подводного трубопровода, отслужившего свой нормативный срок эксплуатации. Труба была введена в эксплуатацию в 1977 году и ее нормативный срок службы составляет примерно 30 лет. Вывод – заменить ее нужно было еще в 2007 году, однако «Транснефть» продолжала извлекать прибыль из еще советского наследия, не инвестирую ни копейки в модернизацию инфраструктуры.
21 августа одна из жертв пожара, вспыхнувшего по вине «Транснефти», скончалась. Семья потеряла отца. «Транснефть» сегодня – это транспортировка более 90% добываемой в России нефти. Это 70 тысяч километров трубопроводов. И на каком из этих километров рванет в следующий раз и кто заплатит своей жизнью за жадность хозяев компании остается только догадываться.
«Общая Газета» будет следить за развитием расследования аварии в Марьино.