Спасительный ВИЧ
Глава «Ростеха» Сергей Чемезов намерен стать монополистом на рынке лекарств для ВИЧ-инфицированных, больных гепатитом и туберкулезом. В случае успеха он будет контролировать очень большой кусок бюджета, ранее принадлежавший Минздраву России
Генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов продолжает экспансию в не самые профильные для корпорации бизнесы. На фоне абсолютного провала в главном для нее, машиностроительном, секторе он лихорадочно ищет гарантированную замену денежных поступлений. Пока удача улыбнулась ему на двух направлениях – добыче золота в Иркутской области и, вот, вторая палочка-выручалочка, производство лекарств. Соответствующее письмо направлено Владимиру Путину – Чемезов просит сделать 100-процентную дочку, «Нацимбио», единственным поставщиком лекарственных препаратов для лечения туберкулеза, ВИЧ и вирусных гепатитов, закупаемых за счет федерального бюджета.
Интерес «Ростеха» к фармрынку и госзакупкам понятен. Их объем на сегодня составляет более 300 млрд рублей. Г-н Чемезов планирует забрать не менее 80 миллиардов. И чтобы гарантировать эти средства, он прыгнул через голову Минздрава. И, кажется, успешно.
Нерешаемая проблема
По закону ВИЧ-инфицированных в России должно обеспечивать лекарственными препаратами государство. Проблемы с закупкой антиретровирусных препаратов начались в 2013 году, когда полномочия по закупке лекарств передали региональным властям. По словам главы Федерального центра борьбы со СПИДом Вадима Покровского, в 2014 году на лечение ВИЧ-инфекции в России выделили 18 миллиардов рублей, в 2015 году обещают выделить 21 миллиард. «Но это будет фактически закрытие потерь от инфляции», - сказал он.
Согласно данным исследования, проведенного экспертами «Коалиции по готовности к лечению», даже объявляемые торги на поставку препаратов завершаются далеко не всегда. По состоянию на 31 декабря 2014 года из 3 598 аукционов были исполнены или находились на стадии подписания контракта только 2 751, то есть только 77,3%. При этом 67,8% состоявшихся аукционов прошли без конкуренции, с участием единственного дистрибьютора, 28,8% - с двумя участниками, и только в 3,4% аукционов было от 3 до 5 участников, говорится в исследовании. Кроме того, как с тревогой отмечают эксперты, максимальная и минимальная стоимость одного и того же лекарства в разных регионах по итогам торгов могла различаться в 42 раза!
Жестко был поделен и рынок поставок. Лидерами среди дистрибьюторов по итогам 2014 года стали «Р-Фарм» (46% контрактов), «Фармстандарт» (14%) и «Фармимэкс» (11%). Именно им ушел 71% от 18 миллиардов.
Удобный момент
Признаем, «Ростех» очень удачно поймал волну. Клубок проблем по организации снабжения ВИЧ-инфицированных свился для Чемезова как нельзя удачно: существенная разница в ценах на один и тот же препарат, использование разных систем обоснования начальной максимальной цены для аукционов, длительная процедура согласования аукционной документации с контролирующими органами. А псевдоконкуренция на аукционах с явной коррупционной составляющей давала главе «Ростеха» хороший аргумент в пользу передачи темы в руки одной большой госструктуры.
О том, что федеральный Минздрав не справляется с задачей организации обеспечения ВИЧ-инфицированных необходимым набором лекарств, медики заявляли еще в апреле. Именно тогда представители региональных центров по борьбе с ВИЧ/СПИДом начали массово жаловаться на дистрибьюторов, явно завышавших цены. Так, по словам заместителя главного врача СПИД-центра Самарской области Ольги Агафоновой, «Р-Фарм» предлагало препарат ралтегравир по цене на 8-10% выше, чем, например, закупал Пермский край. Поставщик обвинения отверг, сославшись на то, что максимальные цены зафиксированы законодательно в списке ЖНВЛП.
Буквально на прошлой неделе отделение Общероссийского народного фронта в Самарской области сообщило о намерении обратиться в Генеральную прокуратуру РФ, Следственный комитет, Федеральную антимонопольную службу и к губернатору Самарской области с просьбой разобраться с закупками лекарств для ВИЧ-инфицированных. Фронтовики обнаружили, что начальная максимальная цена контракта формируется с использованием не самого эффективного метода – анализа рынка, на основании завышенных цен, содержащихся в коммерческих предложениях. Сами источники коммерческих предложений в закупочной документации не раскрываются, что не дает возможности проанализировать цены, по которым данные поставщики реализуют свою продукцию в других регионах. Например, препарат ритонавир. Его среднерыночная цена при поставке аналогичными партиями в Башкортостане 3 032 рубля. Начальная цена контракта по данному препарату в документах закупки Самарских учреждений здравоохранения составляет 3 653,39 руб., что на 20% превышает среднюю. И таких закупок в местном ОНФ насчитали больше 100.
Если говорить о последствиях такой практики, то очевидно одно: высокие цены не дают возможности оказывать помощь всем вновь заболевшим. А, согласно статистике, ежегодно количество ВИЧ-инфицированных в стране возрастает примерно на 10-11%. По данным Минздрава, на конец 2014 года в России зарегистрирован 742 631 человек с ВИЧ-инфекцией. Однако реальные цифры значительно выше, полагают эксперты.
«На 1 мая 2015 года диагноз «вирус иммунодефицита человека» был поставлен 933 тысячам россиян, если учитывать 192 тысячи уже умерших от этой болезни, - говорит Вадим Покровский. - В нашей стране ежедневно выявляется 300 новых случаев заражения. Думаю, к концу года мы получим миллион официально зарегистрированных ВИЧ-инфицированных. Если ситуация не изменится, то через четыре-пять лет эта цифра удвоится». Программы борьбы со СПИДом, которую предлагает Центр, чиновники отметают с порога. Сохраняя при этом старую схему – снабжение лекарствами примерно 25% уже заболевших. Но в регионах их явно не хватает. Дефицит медикаментов, согласно мониторингу организации «Пациентский контроль», с начала 2015 года зафиксирован в Москве, Самаре, Уфе, Омске, Красноярске, Абакане и других городах. «Если закупки по завышенным ценам будут продолжаться, лекарств недосчитаются несколько десятков тысяч человек», - говорит активист Андрей Скворцов. Он напоминает, что принимать антиретровирусные препараты для ВИЧ-инфицированных нужно бесперебойно, иначе они умрут.
Кто кого?
На фоне нарастающих проблем Минздрав вяло попытался вернуть вопрос под свое крыло. В СМИ время от времени стала появляться информация о том, что единственный способ борьбы с ценами монопольных поставщиков – это сделать единственным поставщиком препаратов ведомство г-жи Скворцовой. О снижении цен на препараты для инфицированных и создании российских аналогов говорилось в пояснительной записке к проекту приказа правительства об утверждении «Государственной стратегии противодействия распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), в РФ до 2020 года». Но, судя по всему, Сергей Чемезов шансов Веронике Скворцовой не оставил.
Да, формально гендиректор «Ростеха» никого не обидел. Он сам предложил осуществлять закупки указанных лекарств централизовано через Минздрав. Но это надо воспринимать всего лишь как соблюдение правил бюрократической игры. Ибо распоряжаться финансами по этой статье фактически будет теперь его корпорация.
Что будет, если «Ростех» победит? Страна получит единственного поставщика на рынке препаратов для ВИЧ-инфицированных. То есть монополиста, диктующего, пусть и в оговоренных пределах, максимально высокую цену. Остальные поставщики будут просто вытеснены. Произойдет банальный передел рынка в пользу одной структуры. Согласится ли с явным нарушением законодательства ФАС? Ведь даже если закупки товара на бюджетные средства осуществляются в 100% случаев у т.н. единственного поставщика, то этот поставщик все равно не один. Простой пример – закупка лесопожарной техники регионами. Разные предприятия производят машины с аналогичными характеристиками, но в список они все равно включены! Неужели под «Ростех» изменят общее правило? А если корпорация будет играть роль генподрядчика, предоставляя право поставки той же «Р-Фарм», возникает другой вопрос: зачем тогда «Ростех» вообще нужен в этой цепочке? Просто чтобы получать гарантированную маржу? Вопросы не праздные – ведь как производитель лекарств от ВИЧ, туберкулеза и гепатита структура Чемезова сегодня несостоятельна, слишком малы, по словам директора по развитию аналитической компании RNC Pharma Николая Беспалова, объемы этой продукции.
Далее. Экономии бюджета не будет, регионы с нагрузкой снова не справятся. И, самое главное, замена поставщика таблеток не решит главной задачи – принципиальной перестройки всей системы предупреждения и лечения СПИДа. Которой не хотят, да и не готовы заниматься чиновники от медицины.
Зато Минздрав глава «Ростеха» оставит с носом. В этом сомнений нет.