Слишком дорогой патриотизм
«МИД России готов оказать поддержку российским компаниям на Украине». «Беженцы с Украины теперь могут стать участниками Госпрограммы переселения соотечественников». «Соотечественники, проживающие за рубежом, смогут получить гражданство России в упрощенном порядке» - эти лозунги, казалось, могут стать ежедневной правдой нашей жизни. В реальности сотни русских, оказавшихся, волею судеб, за пределами исторической родины, оказались в глазах российских чиновниках простыми изгоями.
«Вы только подумайте – за последние годы из российского федерального бюджета по линии МИДа, Россотрудничества и т.д. украинские соотечественники получали порядка 300 млн рублей в год. И где эти деньги и на что они пошли?» - спрашивали меня в Киеве возмущенные люди. Фонд Сороса потратил куда меньше, зато – эффективнее. Почему же российские деньги не пошли впрок? Может быть, потому, что они вообще не доходили до адресатов?
На днях Счётная палата России обнародовала очередной список нарушений, выявленных в МИДе и Россотрудничестве. Касательно МИДа аудиторы сделали сенсационный вывод: «Проверка показала, что в учётной политике МИДа допускались нарушения бухгалтерского учёта и бюджетного законодательства. Коллегия Счётной палаты приняла решение о неподтверждении баланса МИДа (!) по состоянию на 1 января 2015 года в связи с недостоверным отражением в активе баланса стоимости основных средств, приобретённых в 2014 году». Каково? У Россотрудничества тоже, что называется, не задалось: в частности, проверкой было установлено, что ведомство «представило недостоверную отчётность о ходе реализации и об оценке эффективности госпрограммы «Внешнеполитическая деятельность» (имеются расхождения на 521 млн рублей)». Такие неслыханные нарушения – и пока никого не наказали? Аудиторы уже подготовили обращение в Генпрокуратуру. Возможно, на сей раз виновные всё-таки будут найдены, названы поимённо и адекватно наказаны.
Дипломатов, даже пойманных за руку, у нас не наказывают
Тем временем поговаривают, будто бы в Пресненском суде ждут своего разбирательства то ли четыре, то ли пять уголовных дел о финансовых нарушениях, в которых фигурируют сотрудники МИДа. Но до сих пор лишь одно уголовное дело подобного рода не только не развалилось в суде, но и окончилось вынесением приговора. Это дело замдиректора департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИДа Александра Гусева. Задержали чиновника за получение взятки – Гусева якобы «отблагодарили» за содействие в выделении средств на проведение Дней России в странах Латинской Америки. Парадокс ситуации был в том, что формально Гусев не имел никакого отношения к выделению указанных средств – не те у него были должностные обязанности. Посредник? Возможно. Отчасти такую догадку подтверждает дальнейшая судьба дипломата: его осудили на длительный срок, но отсидел он всего год. Затем к Гусеву применили, кажется, программу защиты свидетелей – в общем, «отсидочный» срок ему заменили на условный и выпустили восвояси. Ну не наказывают у нас дипломатов.
Между тем представители русских организаций за рубежом бьют в набат: чиновникам профильных организаций якобы «присущи разворовывание средств, мошенничество в консульствах, незаконные поборы и коррупция» – это глава Русского центра информации и культуры в Израиле Анатолий Герасимов режет правду-матку. Может, преувеличивает? Не похоже: ни МИД, ни Россотрудничество судиться с правдорубом не пожелали. И, знаете, по-человечески их, наверное, можно понять. Почему? Несколько лет назад Россотрудничество возглавил Фарит Мухаметшин – и вознамерился враз очистить авгиевы конюшни агентства по связям с соотечественниками. Собрал, значит, Мухаметшин всех руководящих сотрудников ведомства, будто бы произнёс перед ними такую речь. Якобы один молодой сотрудник ему признался, что за назначение на вышестоящую должность с него стребовали 8 тыс. евро. Так вот, если поборы продолжатся, коррупционеров начнём сажать.
И что же? Да ничего: никого так под суд и не отдали, а «ставки» могли, судя по всему, с того момента вырасти в полтора-два раза.
Кто принимает на работу атташе, не знающих иностранного языка?
«Понять бы, отчего правоохранители не желают, к примеру, проверять информацию о том, что чиновники Россотрудничества якобы платят по 50 тыс. евро за место в «хорошей» стране, – размышляет вслух эксперт-международник Иннокентий Адясов. – Атташе в посольствах не знают ни одного иностранного языка – кто и почему принимал их на работу?» Действительно, можно только гадать. Вот один из вариантов отгадки: русские организации за рубежом, похоже, сами замалчивают факты, когда с них кто-то из дипломатов пытается вымогать деньги. «Как часто наши соотечественники обращаются в правоохранительные органы в подобных случаях? – риторически вопрошает доктор политических наук Татьяна Полоскова. – Я знаю наверняка, что Следственный комитет мониторит все сообщения о фактах коррупции и вымогательства. Но им нужны живые свидетели, а их нет!» И возникает такая ситуация: «профессиональные соотечественники» льют слёзы, мол, их опять обобрали, но свидетельские показания давать не хотят: а ну как отнимут последнее?
Дополнительные возможности «погреть руки» дипломатам даёт насквозь коррупционная схема финансирования мероприятий и организаций. Вот какое мнение высказал достаточно высокопоставленный чиновник, поработавший в своё время и в МИДе, и в Россотрудничестве: к примеру, на организацию мероприятия за рубежом некоему нашему центру требуется 10 тыс. долларов. Составляется несколько заявок, в которых фигурирует эта сумма – 10 тысяч. Заявки уходят в МИД, Россотрудничество и ещё в какие-то «дружественные» коммерческие структуры. В итоговом документе значится уже 40–50 тыс. долларов. Догадайтесь, куда деваются излишки. Чиновник пробовал было написать докладную, однако наверху не прореагировали.
Финансового контроля, похоже, нет вообще никакого: Иннокентий Адясов напомнил историю о том, как «по линии МИД Координационный совет организации российских соотечественников (КСОРС) на Украине получил то ли 10, то ли 12 миллионов». КСОРС возглавлял депутат Верховной рады от Партии регионов Вадим Колесниченко. Когда решили проверить, а куда, собственно, истратили деньги, выяснилось, что Колесниченко уже никакого отношения к КСОРС не имеет – в Киев он больше не ездит, живёт в российском Севастополе, получил гражданство России. Спрашивать не с кого? С нами поделился своим мнением Иннокентий Адясов о том, что данные деньги шли по линии МИДа и были в зоне ответственности статс-секретаря Карасина.
Кто ответит за ошибки на Украине?
Не так давно глава казахского информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель» Фёдор Мироглов опубликовал статью «МИД РФ, криминал и питерский соотечественник», в которой прямо обвинил «ответственных людей МИД» в построении «схем присвоения и нецелевого использования финансов». Факты, изложенные в статье, были настолько вопиющими, что, казалось, последует и незамедлительная проверка, и по её итогам организационные меры. Но увы. Между тем упомянутое в статье российское гражданство председателя Всемирного координационного совета российских соотечественников Алексея Лобанова документально подтверждено, а это уже прямо может свидетельствовать о грубом нарушении закона МИДом, поскольку согласно правилам гражданин России не может возглавлять этот орган. Едва ли можно допустить, что, утверждая Лобанова в высокой должности, Карасин и Чепурин не ведали, что нарушают закон. Как вы думаете, хоть кого-то из российских правоохранителей заинтересовала статья Мироглова? То-то и оно, что никого.
Шут с ними, с нарушениями закона, пусть в этом правоохранители разбираются. А мы поговорим о статс-секретаре Григории Карасине – возможно, главном виновнике провала российской политики на Украине по защите русских соотечественников. Можно сколь угодно долго искать ответственного за провалы российской политики на Украине, «но последние 10 лет руководство российской внешней политикой в СНГ и одновременно в области соотечественников осуществляет один и тот же человек – Григорий Карасин, – напомнил историк и политолог Модест Колеров. – Этот один-единственный человек, наверное, и есть тот самый, несущий полноту ответственности за преступную политику нашей дипломатии на Украине, которая как минимум не удержала страну от кровавой гражданской войны и которая до сих пор не даёт никаких гарантий от ежедневных убийств и массовых военных преступлений». По словам Колерова, «сенсацией, которую мы ждали последние 15 лет», стало выступление главы МИДа Сергея Лаврова полугодичной давности, в котором он признал, что все 20 с лишним лет после обретения Украиной независимости Москва недостаточно занималась защитой русских соотечественников на Украине. Но деньги-то всё равно выделялись, и немалые! И где они, эти деньги? Кому их доверили и с кого теперь спрашивать? Может, с Карасина?
Карасин намеренно раскалывает диаспору?
Прежний опыт, правда, свидетельствует: с Карасина спрашивать бесполезно, с него как с гуся вода. Накануне принятия изменений в федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» Карасин фактически сорвал их обсуждение русскоязычными организациями. «Как выяснилось, вразумительных аргументов в пользу обоснования своей позиции у чиновников российского МИДа нет, – писал представитель украинской общественной организации «Русское содружество» Фёдор Яковлев. – Нагляднейшим подтверждением их отсутствия может являться откровенная ложь и подтасовка фактов, к которым, похоже, вынуждены прибегать самые высокопоставленные чины МИДа, вступившие, в полном смысле этого слова, на тропу войны с соотечественниками».
Соотечественники были полностью «отлучены» от обсуждения поправок лично Карасиным, свидетельствует Фёдор Яковлев: «Именно он на III Всемирном конгрессе соотечественников прервал выступление Константина Затулина, предложившего внести пункт о «свидетельстве соотечественника» в итоговую резолюцию конгресса, и, несмотря на протесты делегатов, прервал обсуждение и закрыл заседание конгресса. В результате действий Карасина итоговую резолюцию вообще не приняли, а «резолюция», появившаяся спустя неделю на сайте МИДа, была, видимо, сфальсифицирована в недрах министерства анонимными авторами».
Совершенно очевидно, что МИД будет хранить стоическое молчание. О деньгах, которые выделялись «на поддержку соотечественников», в ведомстве говорить не будут. Скорее всего, все вопросы будут переадресованы общественным организациям, которые сегодня комментируют ситуацию на Украине. Как будто в других странах русские не живут. «Горячая точка» - как война, все спишет. Но это не решит проблемы русских за границей – все ключи для этого находятся в России..
Мнение
Фёдор Мироглов, глава информационно-исследовательского центра «Русский обозреватель» (Казахстан):
– В течение четырёх лет по указанию куратора работы с соотечественниками – заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина, при посредничестве директора департамента по работе с соотечественниками Александра Чепурина осуществлялось перечисление огромных финансовых средств и иных видов российской поддержки на имя гражданина России, жителя Петербурга Алексея Лобанова. Большая часть этих средств все эти годы шла на реализацию формальных проектов. При этом для получения средств использовались казахстанские документы, вызывающие сомнения в их подлинности, а также аналогичная финансово-отчётная документация. Реальной же работы с соотечественниками, как того требовали поставленные государством задачи, не проводилось. На мой взгляд, выстроенные ответственными лицами российского МИДа схемы присвоения и нецелевого использования финансов и различных видов поддержки, предназначенной для соотечественников за рубежом, идеально подпадают под ряд статей российского Уголовного кодекса.
Татьяна Полоскова, доктор политических наук, эксперт по проблемам русской диаспоры за рубежом:
– МИД существует не в изолированном пространстве и не лишён проблем, свойственных всем остальным ведомствам, в том числе и элементов коррупции. Искоренить которые при желании можно – просто нужно наладить контроль. Целесообразно ли выделяются средства, не перебрасываются ли по разным статьям деятельности. Так как сегодня чётких критериев целесообразности действия дипломатов нет, получается, что и обвинить в чём-то кого-то персонально проблематично. Что касается лично Карасина: результаты его деятельности налицо. Украина провалена. В Крыму работу за дипломатов сделали военные. На юго-востоке Украины дипломатические усилия не решают ситуации. С Приднестровьем – то же самое. КСТАТИ К чему мы пришли? Российская дипломатия фактически провалила работу в Прибалтике, Молдавии и на Украине. Неожиданная победа на выборах в Гагаузии пророссийской Ирины Влах объясняется именно тем, что ни МИД РФ, ни Россотрудничество, ни афиллированные с ними структуры не имели к её кампании никакого отношения. Сегодня отечественные дипломаты ухитряются «слить» работу даже в Приднестровье и в Донбассе. Как никогда актуально звучат на этом фоне слова председателя Русской общины Украины Константина Шурова: «Сегодня нам в своей борьбе за право остаться российскими соотечественниками приходится преодолевать двойной барьер. В нём плечом к плечу стоят украинские и российские чиновники, которые борются с нами. Одни – за то, чтобы мы «добровольно» ассимилировались, а другие – в Москве – за то, чтобы мы «добровольно» отказались от России».
Источник: газета «Версия»