Подольск, Кашира, далее – везде?
В четверг Мособлдума рассмотрит окончательную редакцию законопроекта об объединении Подольска, Подольского района и Климовска. На очереди Кашира и Серпухов

Процесс подчинения сельских территорий городам, а также слияния городов, губернатор Московской области Андрей Воробьев запустил в мае 2014 года. Начали с объединения Королева с Юбилейным. В декабре 2014 года принимается решение об объединении Балашихи и Железнодорожного. Затем формируется городской округ Озёры, включающий городское поселение Озёры и сельские поселения Бояркинское и Клишинское. В Можайском районе объединяют все поселения, кроме Можайска и Бородино. В финальной фазе находится Щёлковский район, там создаётся единая администрация, которая обслуживает и район целиком, и административный центр. Непонятно, казалось бы, одно – зачем это делается?
Продались за миллиард?
Подчиненные Андрея Воробьева усиленно стремятся изобразить единодушное «одобрямс» данного процесса. Как заверяет население Подмосковья спикер облдумы Игорь Брынцалов, в каждом из округов и поселений прошли публичные слушания по вопросу объединения. Которые, конечно же (вы ожидали иного?), выдвинули инициативу о присоединении сельских территорий к городам. О якобы инициативе подольчан заявило карманное АН «Москва», согласно сообщению которого цена вопроса составила 1 млрд рублей на три года. Но триумфа у Воробьева не получается. И первой преградой на пути беспредела «рыбного короля» встал Серпухов и Серпуховской район.
Пройти по жизни маршем в Серпуховском районе Воробьев точно не сможет. Причина одна – с точки зрения внутренних противоречий район сложен. Здесь города (3 штуки) исторически противостоят селу. Воробьев свой административный эксперимент по замене мэров сити-мендежерами начал именно на Серпуховской земле. И – проиграл.
Придя на должность, Андрей Воробьев попытался выстроить эффективную, как он думал, властную вертикаль традиционным путем: он начал расставлять на местах «своих» людей. Но в Серпуховском районе подобные манипуляции не прошли. Конфликтующие между собой местные объединились против одного пришлого врага. То есть, губернатора.
Провал в Протвино
Первый удар настиг Воробьева в Протвино. В начале ноября 2014 года на должность врио сити-менеджера города был назначен никому здесь не известный Дмитрий Витягловский. Назначение состоялось в ходе выездного заседания городского Совета в Красногорске. Проходило оно грязно и с нарушениями. Но кандидатуру область продавила, ибо за спиной креатуры Воробьева стояли люди из главного управления территориальной политики Московской области (ГУТП) — Эльмира Хаймурзина, Александр Кудрявцев, Михаил Кузнецов.
Кто такой Дмитрий Витягловский? Бывший замгенерального ТД «ГУМ», бывший замглавы департамента науки и промышленности в московской администрации при Собянине, бывший замгубернатора Смоленской области (прославился, как говорят, тем, что не мог на официальную з/п зама 42 000 рублей купить себе пару приличных ботинок, сказав: «Что мне, в китайских кедах ходить, что ли?»). С лета 2012 года он уже трудится в правительстве Московской области, куда, по его собственным словам, пришел якобы по приглашению Шойгу. Занимал пост первого заместителя руководителя главного управления региона по взаимодействию с федеральными органами государственной власти. Руководителем этого подразделения подмосковного правительства был Петр Кацыв. Именно Кацыв «засветился» на посту министра транспорта Московской области в делах, связанных с хищениями денег на строительство ЦКАД, с игорным бизнесом, в «деле Магницкого» и деле бывшего министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, сбежавшего за границу с миллиардами казенных денег. Кузнецов и Кацыв были не только коллегами по работе, но и бизнес-партнерами. Структуры обоих экс-министров числились в учредителях Московского залогового банка. Сегодня Петр Кацыв благополучно скрывается в Израиле, где в банке Hapoalim лежат нажитые непосильным трудом миллионы.
Общего языка Витягловский с жителями Протвино не нашел. местные жители разочаровались в воробьевской креатуре полностью. Проверка деятельности администрации предыдущего главы Андрея Баженова ничего не выявила (все его соратники остались на своих местах), еженедельных встреч с населением (как обещалось) не проводил. Не нашла должного решения проблема дольщиков дома № 2 на проспекте Сахарова, застройщик которого находится в стадии банкротства. Проверить законность строек в черте города, появившихся сразу после выборов, Витягловский тоже не спешил. В итоге, 6 мая 2015 года 13 из 20 депутатов горсовета проголосовали за отстранение Дмитрия Витягловского от должности. Креатура Воробьева начала паковать вещи. Но остановить недовольство жителей района политикой областного правительства на протвинском рубеже подмосковным чиновникам не удалось.
«Хватит пиара!»
Именно эти слова в адрес Воробьева скандировали 1200 человек, собравшихся 12 мая во Дворце спорта «Надежда». Именно 1200 человек, представлявшие все население района (без городов) и объединившиеся по случаю в порыве негодования ЕР и КПРФ (ЛДПР как провокатор со стажем предусмотрительно удалилась в кусты), написали Владимиру Путину следующее: «просим перенацелить приоритеты руководства Московской области с политического пиара на экономическое развитие и хозяйственную деятельность».
Какие моменты административной реформы Воробьева вызвали недовольство жителей Серпуховского района? По словам участников собрания, уже второй год район перестал получать необходимое финансирование, а политика правительства Московской области - быть ясной и понятной. По отношению к сельским районам применяется политика «геноцида». Если в средние века дань ордынских ханов с Серпуховского княжества была всего 10%, то сегодня государство забирает у муниципалитета в виде налогов 80%, говорили они. Из 4,3 млрд. рублей, которые были собраны в 2014 году в районе, более 3,3 млрд. ушло в вышестоящие бюджеты, заявил секретарь политсовета «Единой России» Серпуховского района Валерий Сугак. «На остающиеся мизерные бюджеты невозможно модернизировать ЖКХ», отметил он.
Слова о разрухе в ЖКХ – не страшилка, а суровая реальность. «У нас на 30 тысяч населения приходится 26 котельных, более половины из которых убыточны, на твердом и жидком топливе, 45 водозаборных узлов и 300 километров изношенных сетей», пишут серпуховичи в обращении к Владимиру Путину. Без бюджетных вливаний районное хозяйство нерентабельно, что приводит к накапливанию долгов за энергоресурсы, говорят они. «Если так будет продолжаться, то мы этот год не переживем, - заявил глава Серпуховского района Александр Шестун. – И поэтому мы должны сказать всем, и губернатору, и Президенту о том, что так дальше невозможно. Верните нам деньги – и мы все сделаем!»
Волнуют людей и планы разделения Серпуховского района, и то, что область, забрав у местного самоуправления все ключевые полномочия и деньги, «забыла» о своей ответственности за местные проблемы. В связи с этим, никаких плюсов от возможного разделения района на три городских округа серпуховичи не видят. «Если разделение района произойдет, то мы лишимся Приокско-Террасного заповедника, единственного на всю Центральную Россию. Он не может существовать на территориях городских поселений», - говорит научный сотрудник Мария Заблоцкая. Появятся новые катастрофические проблемы в сфере образования и здравоохранения, уверена депутат райсовета, директор Райсеменовской средней школы Татьяна Киселева: «По-моему, чиновники просто забыли, что с села начинается Россия. Мы потеряем село как таковое, малокомплектные школы, надбавки к зарплатам учителей, врачей». «От того, что у нас в документах появится запись не село, а городской округ, ничего не изменится, - уверен депутат райсовета Николай Дижур. – Все эти реформаторы должны понять, что село можно реформировать только путем создания новых рабочих мест, а не перевода сельских жителей в категорию городских безработных».
Не согласен с действиями областных властей и местный бизнес. «Надо обратить внимание на ту политику двойных стандартов, которую ведет Московская область, - заявил в своем выступлении президент Серпуховского союза промышленников и предпринимателей Борис Криводубский. – Бизнесу сегодня очень тяжело. Даже по туризму, в котором регион якобы стремительно развивается - по крайней мере, об этом нам рассказывают со всех экранов. Это не так. Повышение кадастровой цены на собственность в 5 раз вызвало увеличение налогов в 10 раз. О каких инвестициях в развитие можно говорить?».
И тут самое время вернуться к вопросу, который мы обозначили вначале: зачем областная власть все это делает? Думаю, ответ прост: г-н Воробьев пытается оптимизировать территории для реализации прибыльных бизнес-проектов. В частности, строительства жилья. Участники и спонсоры их известны – это компания «Мортон» и Сбербанк, который, как говорят, закачивает деньги в означенные проекты. Интересы местного населения и его дальнейшие перспективы эти структуры совершенно не волнуют. Как не волнуют понаехавшего Воробьева и судьбы жителей Подмосковья. Для него это территория, которую надо «покорять». А покоряют обычно врага. Хочется верить, что мои соотечественники ЭТО терпеть не будут.