Прости, «тракторный»
Смерть бывшего лидера ЧТЗ Валерия Платонова ознаменовала и конец истории предприятия. Прославленный завод Олегу Сиенко и «Ростехнологиям» просто не нужен
16 апреля на Преображенском кладбище Челябинска похоронили Валерия Платонова. Для машиностроителей России лишних комментариев не нужно. Платонов и ЧТЗ – это как близнецы-братья. Один без другого не существует. Нет Платонова – нет и ЧТЗ.
Платонов проработал на тракторном 47 лет. На завод он пришел в 1964-м. Сначала работал штамповщиком, наладчиком, мастером, затем инженером-конструктором, чуть позже окончил машиностроительный техникум. Заместителем генерального Валерий Михайлович стал в непростом 1990-м. Во главе завода стоял с 1998 до 2011-го. Вытягивал его в самое сложное время.
Именно при Платонове на ЧТЗ пошел в серию бестселлер Б-11, с модульным бортредуктором и модифицированной гидромеханической трансмиссией. В кризисный 2008-2009 год ему удалось стать лучшим экспортером машиностроительной продукции в стране. Именно при Платонове в Казахстане, Белоруссии, на Украине, во Вьетнаме и Индии налажена сборка челябинских машин из узлов, сделанных на заводе.
Что случилось потом? На завод прислали «команду» Олега Сиенко. Они должны были показать старикам, как надо работать по-современному, в рамках целой корпорации, НПК «Уралвагонзавод». И показали. «ЧТЗ поставил два бульдозера в Коми». «Пять машин поставили во Вьетнам», «ЧТЗ отправил один бульдозер на Украину»… Заголовки подобного содержания изредка мелькали в прессе. Наладить эффективную работу предприятия менеджеры Сиенко не смогли. Зато прогремели на всю страну в криминальных сводках. Так, очередной гендиректор предприятия Семен Млодик стал фигурантом дела о хищении четверти миллиарда рублей.
В начале 2015 года ЧТЗ всколыхнул новый скандал – рабочим не выдавали зарплаты за несколько месяцев. А самый новый директор завода Владимир Воропаев, как говорят, хороший знакомый первого конкурента челябинского предприятия, владельца чебоксарского тракторного, Михаила Болотина, лишь разводил руками. Материнская компания зафиксировала по машиностроительному дивизиону миллиардные убытки, и в отчете перед Сиенко прозвучало со стороны управленцев завода, что эти убытки они планируют только наращивать.
По слухам, в настоящее время ЧТЗ собираются раздробить на три части – вывести на должный уровень структуру в целом Сиенко не по силам. При этом речь шла о сокращении 80% трудового коллектива. А это около 6000 человек. Вопрос об обещанных 4,7 млрд господдержки до сих пор висит в воздухе. Хотя и эти миллиарды лишний раз говорят о том, что ни Сиенко, ни его соратники работать в секторе промышленного машиностроения просто не умеют.
Как не умеют они ориентироваться и в сегменте транспортного машиностроения. Иначе зачем пару лет назад УВЗ затеял проект по сборке ж/д вагонов в… Латвии? Оставим в стороне (хотя он есть) вопрос о политической составляющей и отношении властей Латвии к России и к ее нынешнему руководству. Спросите менеджеров УВЗ: зачем вообще вы закапываете 20 млн веро (по официальным данным) в этот проект? Кто будет покупателем собираемых здесь вагонов – до 2 тысяч в год, если верить анонсам? Европа? Но там есть свои производители, которые сделают все, чтобы не пустить вагоны Сиенко даже при наличии у них нужных сертификатов. Страны СНГ? Но Беларусь и Казахстан обладают собственными мощностями (про Украину и не говорю – их там с избытком). Или это был такой пиар-проект, чтобы показать Кремлю, что «мы и сами с усами»?
На этом фоне и с учетом краха абсолютно всех проектов Сиенко по выпуску техники на мощностях тракторного, предпринятых им за последние годы, ЧТЗ жалко до слез. Одно хорошо – что Платонов не видит этого позора. Стране нужны бульдозеры – заводы закрывают. Стране нужны суда – верфей почти не осталось. Стране нужны самолеты – заводы делают по 1(!) штуке в год.
Вот они, эффективные менеджеры. Жертвой которых пал и Челябинский тракторный.