Выборы по-калининградски
Ретивые калининградские цензоры шокируют даже Чурова
За два дня в Балтийске «срезали» 41 из 60 претендентов на место в Совете депутатов района. Основания выглядят надуманными: кандидатов-единороссов регистрируют ровным образом за то, за что других снимают. Выборы становятся безальтернативными.
11 апреля 2015 года избирательная комиссия МО «Балтийский муниципальный район» отказала в регистрации 22 из 29 кандидатов. Три четверти (76%) претендентов в представительную власть отсеяны не избирателем, а какими-то чиновниками от избиркома. При этом действуют они системно. Процент зарегистрированных в этот день кандидатов, выдвинутых официально от «Единой России», равен 100. То есть – все четыре из четырёх. Ещё трое кандидатов, прошедших через сито комиссии, самовыдвиженцы.
Чтобы снять претендента с предвыборной гонки, закон предусматривает довольно расплывчатое основание – предоставление недостоверных сведений, что может ввести в заблуждение избирателей.
В избирательной комиссии МО «Балтийский муниципальный район» и к трактовке этой законодательной нормы, и к её применению подошли творчески. Её то применяют, то – нет.
Глава администрации «Сельского поселения Дивное» Иван Викторчик, по версии избиркома, неправильно указал место своей работы. Понятно, что для безупречного отказа этого мало. И тогда в дело вступил другой повод. В наименовании уровня образования Викторчик написал: «Высшее профессиональное образование-специалитет». Лишним, как посчитал избирком, в этом перечне было слово «профессиональное».
Викторчику отказали. Как и ещё девяти кандидатам, у которых комиссия усмотрела в документах ту же «ошибку» - неправильное, по мнению членов избиркома, указание «уровня образования».
Другой универсальной причиной отказа стало якобы неточное указание адреса банка, в котором кандидат имеет счета. Комиссия посчитала, что Сбербанк находится в Москве, и именно московский адрес надо указывать. Кандидаты же, совершенно, на их взгляд, справедливо указали именно тот адрес, который им был предоставлен в официальной справке от Сбербанка – адрес калининградского филиала.
Только за одни сутки банковский адрес стал причиной срезания 15 кандидатов. Даже тех, которые ни разу в жизни не были в столице.
В иных случаях избиркому приходилось изыскивать более оригинальную причину для снятия с выборов. Открытием для кандидата Валентины Олешкевич стало то, что она не работает на Министерство обороны России. Так ей разъяснили в избиркоме. Не помогла и справка из войсковой части, где первым в графе «Место работы» шло указание на Министерство обороны. Увидев, что справку не перешибить ни одной буквой закона, комиссия посчитала, что... справка пришла «слишком поздно». Разумеется, Олешкевич шла не от «Единой России».
У кандидата Шпакова в графе «занятость» не было слово «работающий». Комиссия узрела в этом нарушение, посчитав, что его статус ИП (индивидуального предпринимателя) уже сам по себе говорит о том, что он «работает». Хотя, очевидно, что и ИП может быть не работающим.
Кандидату Поповой отказали из-за опечатки в названии улицы. Вместо Луговая в её документах стояло «Луновая». Комиссия заметила описку, но делать замечаний ей не стала, ответив на просьбу кандидата уточнить претензию, что нужно писать «Балтийский муниципальный район», а не «Балтийский район». Дальше комиссия дождалась стадии, на которой Попову можно снять с гонки – формально опять вроде бы по закону.
С особым злорадством избирательная комиссия убирала действующего депутата Ведмука. По версии комиссии, он неверно указал наименование органа, депутатом которого он является. До кучи, чтобы снять наверняка, Ведмуку вписали и неверно указанный адрес того же Сбербанка.
Просто пенсионер
13 апреля избирательная комиссия заметно сбавила обороты. Из 31 кандидатов отказали «всего» 19. Каких-то 61% отказов. И, правда, зачем доверять избирателю?! Когда решение могут принять в самой избирательной комиссии, контролируемой в конечном итоге из областного центра...
Отрицательный конвейер продолжил свою работу, безошибочно отсеивая «чужих» и пропуская «своих». Из 12 человек, ставших официально зарегистрированными кандидатами 13 апреля, восемь были от одной партии. Надо ли говорить какой? Само собой, от «Единой России». Ещё трое проскочили от ЛДПР.
Чудом прошёл самовыдвиженец Мацинин. К нему хотели было тоже применить «банковскую поправку», но тут выяснилось, что у него вообще нет никаких счетов. Он просто не держал денег в банках.
Военный пенсионер Гарькин, бывший военнослужащий, так и написал в своих бумагах: «Военный пенсионер». Избирком смог удивить и его: надо было писать только «пенсионер». В нагрузку ему навесили стандартную «ошибку» в адресе банка.
Главу (!) Балтийского муниципального района (!) Николая Плюгина упрекнули в неверном указании органа, депутатом которого он является. Плюгин добавил к официальному наименованию указание на созыв – 3-й. Это правильно. Но избирком захотел и счёл это нарушением. Опять же для надёжности отказа нашли у него «ошибку» и в адресе банка.
«Неправильный» адрес банка не всегда становился причиной для отказа. Кандидат по фамилии Дера (ЛДПР) был даже уведомлен комиссией об «ошибке». Ничего исправлять Дера не стал. Как знал, что его всё равно зарегистрируют. Как и его однопартийца Силина, на которого спустилась та же благодать районного избиркома.
С кандидатом от «Единой России», победившим на праймериз, главврачом Центральной районной больницы в Балтийске Владимиром Пикаловым вышло ровно наоборот – комиссия не стала его уведомлять об ошибке. Что дало возможность зарегистрировать его кандидатом в депутаты. Дескать, комиссия принимает на себя все риски, если сама не соблюдает закон.
Аналогичная история случилась с претендентами Родиным, Мартынчиком, Сервутом, Измайловым, Бурковым, Чертаковым. У всех обнаружили «ошибку», но никого не стали о ней уведомлять. Всех – зарегистрировали. Все – от «Единой России». Совпадение? Не думаю.
Кандидат Солошенко указал местом работы РЭР №2. Комиссия сочла, что он грубо ввёл в заблуждение целую избирательную комиссию, поскольку правильное место работы у него: РЭР №02. Разница - в нуле перед двойкой. Роковой нуль.
Временно не работающий кандидат Сазончик не указал в соответствующей графе слово «работающий». По версии избиркома, правильное обозначение его статуса звучит так: «Работающий временно не работающий». Если это не введение в заблуждение избирателя, то что тогда? Сазончику отказали в регистрации.
Суд поправил избирком
Впрочем 6 апреля избирком отказал в регистрации Зинаиде Ковалёвой, найдя ошибку в том, что в её дипломе не была указана дата выдачи. 13 апреля Балтийский городской суд «восстановил справедливость». Решение суда читается как «оплеуха» избирательной комиссии МО «Балтийский муниципальный район», даже не удосужившейся отправить своего представителя на процесс, чтобы аргументировать свой отказ в регистрации.
Суд по достоинству «оценил» работу избиркома. «Реализация полномочий, которые могут быть предоставлены избирательным комиссиям, не может противоречить основным задачам и целям избирательных комиссий, то есть подготовке и проведению выборов», - отметил суд в своём решении.
Поголовное снятие кандидатов по надуманным поводам ни подготовке, ни проведению выборов не способствует. Когда это поймут в избиркоме МО БМР? Когда комиссию одёрнут из ЦИК РФ или из Администрации президента, куда уже обратились кандидаты в депутаты?