«Еврохим» отсидится в оффшорах
Компании Андрея Мельниченко не собираются возвращаться в Россию. Выполнять соответствующий ФЗ о деоффшоризации его структуры твердо не намерены
С 1 января 2015 года вступил в силу федеральный закон, ограничивающий использование офшорных схем для налогового планирования и вывода прибыли за рубеж. Проще говоря, российский бизнес вежливо, но твердо попросили вернуться домой. Чтобы работать в России (которой он обязан всем) и платить в ней налоги.
Степень энтузиазма российские фигуранты списка Forbes выказали разную. Кто-то и правда вернулся (Вексельберг, Ротенберг и Усманов), а кто-то решил переждать. Вдруг пронесет… Среди надеявшихся на «обойдется» был и Андрей Мельниченко.
Сегодня бывший глава группы МДМ, партнер Александра Мамута и Олега Дерипаски, 9-й среди отечественных миллиардеров усиленно анонсирует новый проект с немецкой горностроительной компанией Thyssen Schachtbau. Речь идет о разработках в Саратовской области. В России, говорят в «Еврохиме», нет соответствующих технологий – более 40 лет никто не осваивал калийные месторождения «с нуля». Правда, немцам следует быть настороже – «Еврохим» известен своей крайне необязательной политикой в отношениях с партнерами. Так, в 2008 году компания расторгла соглашение с подрядчиком — южноафриканской Shaft Sinkers, обвинив ее в неэффективных(!) технологиях.
Амбиции Мельниченко легко просчитываемы – реализация этих проектов позволит ему перейти дорогу «Уралкалию». Напомним, что на данный момент эта компания является единственным отечественным производителем калийных удобрений. Ее партнером по разработке калийных участков Верхнекамского месторождения стала тоже немецкая Deilmann-Haniel Mining Systems.
Но вернемся к оффшорам. Они занимают ключевое положение в финансовой схеме бизнеса Мельниченко. О том, как глава «Еврохима» использует Швейцарию, мы уже рассказывали. Конечно, бизнесмен попытался обозначить свой «патриотизм» и показать, что и он работает в России. Однако фальшивость схем Мельниченко была настолько прозрачна, что в российских СМИ ее метко окрестили «потемкинской репатриацией» (по аналогии с «потемкинскими деревнями»). Проще говоря, фальшью и показухой.
Так, в конце января этого года появились сообщения о том, что одна из нескольких сотен компаний Андрея Мельниченко (основные активы: холдинги «ЕвроХим», «Сибирская угольная энергетическая компания» и «Сибирская генерирующая компания», СГК) – ОАО «Кузбассэнерго» - была выведена из оффшора. Также сообщалось, что контроль над ней получила СГК.
Однако, согласно данным из открытой базы данных по российским компаниям «Спарк», СГК на 100% принадлежит тому же кипрскому оффшору Siberian EnergyInvestments Ltd, из которого якобы вернулся в Россию «Кузбассэнерго». В свою очередь, кипрскую компанию контролирует VOSTOC PTC ltd., находящаяся уже в Гонконге. А единственным бенефициаром гонконгской компании является Мельниченко, который, если верить сообщениям СМИ, постоянно проживает в кантоне Санкт-Моритц, Швейцария.
Кстати, еще в июле прошлого года основную холдинговую компанию Мельниченко — «Еврохим» - перевели в швейцарский кантон Цуг. Там же обосновался трейдер «Еврохима», через которого на Запад продаются российские природные запасы и в котором остается немалая часть прибыли.
Угольный холдинг СУЭК, судя по той же базе «Спарк», также принадлежит оффшору — кипрскому Donalink Ltd. Видимо, Мельниченко продолжает работать по вполне просчитываемой схеме. Благодаря трансфертному ценообразованию, сырье продается «западной» прослойке-трейдеру по минимальной цене, а тот уже перепродает его по рыночной. Прибыль же от этих операций оседает в кантоне Цуг или на Кипре.
Таким образом, производя несложные рокировки, владелец заводов и яхт продолжает качать деньги из российских природных ресурсов и не платить при этом налоги в своей родной стране. Возникает вопрос: сколько еще это будет продолжаться?