Ударные инвестиции
В уральском городе Нижний Уфалей произошла бойня в стиле 90-х. Вооруженные рейдеры пытались захватить завод, принадлежащий инвестору из другого региона. Областные власти не сделали ничего, чтобы эти инвестиции защитить
События вокруг Уфалейского завода металлургического машиностроения(УЗММ) (Челябинская область) напомнили реалии середины 90-х – начала нулевых. Когда по всей стране происходили рейдерские захваты заводов, бывших НИИ и иных привлекательных объектов недвижимости. Бои шли с участием ЧОПов, ОМОНа и неизвестных крепких парней в спортивных костюмах.
Казалось, эти времена ушли. Но 23 февраля 2015 года на территории УЗММ произошла настоящая бойня. С арматурой и стрельбой, десятком пострадавших. По ее итогам возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 213 УК РФ «Хулиганство».
Заходите к нам на огонек!
Если зайти на специально созданный инвестиционный портал Челябинской области - www.oblinvest74.ru, то перед взором предстанет, что называется, картина маслом. Тут и Standard&Poor’s cо своим прогнозом о «сильных» финансовых показателях и ликвидности региона несмотря на кризис. И информация местного минэкономразвития о росте инвестиционной привлекательности области – «наибольший объём инвестиций направлен в производство и распределение электроэнергии, металлургию, транспорт и связь, добычу полезных ископаемых». Информация о проектах, Совете при губернаторе, Агентстве инвестиционного развития Челябинской области. В общем, сплошная красота. Приходи, инвестируй, развивай.
Наверное, именно на это надеялся курганский бизнесмен Анатолий Чернов, когда на пару со свердловчанином Владимиром Вороновым начинал бизнес на УЗММ. Однако в 2011 году дружба вдруг стала смертельной ненавистью. По одной из версий, не сумев разделить имущество, бизнесмены начали ставить друг другу палки в колеса. В том числе обращаться с жалобами в прокуратуру, к областным властям, устраивать митинги трудовых коллективов и т. п.
Все как всегда
Отвлечемся на минуту и в двух словах расскажем о том, кто, как и чем владеет. Владимир Воронов через сына Антона Воронова контролирует Уфалейский завод металлоизделий(УЗМИ). По данным местных СМИ, в 2008 году он как основной акционер УЗММ (ему принадлежало свыше 84 % акций) вывел активы предприятия в оформленное на сына УЗМИ. В 2008 году УЗММ спешно продает по заниженной цене имущество: 28 нежилых помещений, в том числе заводоуправление, а также кабельные и канализационные сети, железнодорожные пути, бетонную дорогу и ограждение всего за 70 миллионов рублей. Имущество было передано покупателю в декабре 2008 года, в том же месяцев собственность была зарегистрирована, в феврале 2009-го завод металлоизделий расплатился с УЗММ. Но в сентябре 2011 года УЗММ был признан банкротом, и кредиторы обратились в суд с просьбой взыскать долги с предприятия. Заключенные сделки по продаже недвижимости были признаны частично недействительными и арбитражный суд постановил вернуть большинство активов в конкурсную массу. Вот тут-то и выяснилось, что помещения действительно продавались по заниженной цене. К примеру, здание заводоуправления продали за 2 миллиона, тогда как его стоимость составляла не менее 5,5 миллиона рублей. Арбитражный суд посчитал, что продажа имущества по заниженной цене в преддверии банкротства негативно сказалась на кредиторах УЗММ, которые из-за уменьшения конкурсной массы могли понести убытки. По факту вывода активов возбуждено уголовное дело (статья 196 УК РФ – преднамеренное банкротство). Оно не закончено и сегодня.
Анатолий Чернов через ОАО АК «Корнет контролирует 51% ООО «Литейный центр», созданное в 2009 году на базе УЗММ. 49% акций – за Вороновым. Когда между партнерами разгорелся конфликт, «Литейный центр» стал нести убытки. «УЗМИ» перекрывал подъезды к предприятию, отключали воду, электричество, перекрывали канализацию. Завод неоднократно уходил в простой. Иногда даже приходилось увольнять сотрудников. В конфликт вмешивались прокуратура и Следственный Комитет… Примечательно, что на УЗМИ ситуация складывалась тоже не лучшим образом – в феврале 2014-го руководство предприятия объявило о планах сокращения почти 300 рабочих. Практически все население поселка Нижний Уфалей, где находится площадка УЗМИ, лишалось таким образом работы….
Однако, судя по всему, Чернов надеялся разрешить конфликт при помощи властей – благо те обещали всяческое покровительство инвесторам извне. В апреле 2014 года губернатор Борис Дубровский поручил найти инвестора для обоих предприятий, чтобы обеспечить их устойчивую работу и развитие. «Площадка УЗМИ может стать «точкой роста» для города, здесь уже есть вся инфраструктура, логистика, рядом находится железнодорожная станция, – отметил Дубровский. – Строить ничего не надо – инвестируй и начинай работать! Просто кто-то понимает производство как производство, что его нужно холить и лелеять. А кто-то готов распродать все на металлолом», заявил он на том совещании. На металлолом, по утверждениям УЗМИ (т.е. Воронова), пилили якобы новейшие системы очистки сотрудники «Литейного центра» - в знак протеста против решения суда, передавшего цеха этого ООО в распоряжение вороновской структуры. Те, в свою очередь, заявляли, что они демонтируют устаревшие вагранки.
Чья правда лучше?
По закону жанра, в спор были вовлечены депутаты и представители иных ветвей власти. Так, на стороне Чернова выступил депутат Госдумы, член Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин. 26 июня прошлого года он направил депутатский запрос в адрес Генерального прокурора Юрия Чайки с требованием вмешаться в корпоративный конфликт между ООО «Уфалейский завод металлургического машиностроения» (ООО «УЗММ») и ООО «Литейный центр», ОАО «АК «Корвет». Аналогичное письмо было направлено губернатору области Борису Дубровскому. Марданшин выступал по этой теме не впервые – в 2012 году он также направлял соответствующий запрос. Тогда была проведена проверка Генпрокуратуры, и конфликт удалось вернуть в правовую зону, а спор рассматривать в рамках гражданско-правового спора. Однако в 2013 году конфликт получил новое развитие, причем активное участие в нем стали принимать правоохранительные органы области.
В свою очередь, как утверждают в регионе, Воронов пользовался покровительство ряда чиновников областных силовых и надзорных структур. Среди них называют глав регионального управления ФНС Александра Путина (арестован в октябре 2014 года по обвинению в получении крупной взятки).
Столкновения 23 февраля стали пиком конфликта. Каждая сторона доказывает свою правоту. Представители Воронова говорят о том, что находящийся в стадии банкротства УЗММ на 70% принадлежит ему и только на 7% Чернову. Что это предприятие должно лично Воронову 150 млн рублей. И что ЧОП «Ветеран», а также арбитражный управляющий ООО «УЗММ» Максим Лепин действуют в интересах Чернова. И именно поэтому представители Воронова обратились в ФСБ и полицию. И что именно они совершили 22 февраля рейдерский захват, на который вороновские были вынуждены ответить рукопашной.
Юристы Чернова говорят о законности своих действий. И незаконности атаки бойцов Воронова из ЧОП «Медведь», которые появились у предприятия вечером 23 числа. Именно тогда между охранниками двух организаций произошла перестрелка (говорят, что было использовано огнестрельное оружие), в ход пустили водометы, слезоточивый газ и арматуру. Для урегулирования ситуации в Верхний Уфалей ввели ОМОН из Челябинска, который и заблокировал нападавших «медведей» в заводоуправлении.
***
Кто прав в данной ситуации, покажут время и, надеемся, суд. Удивляет одно: посреди города, вокруг предприятия развертывается самая настоящая война. А губернатор молчит. И не один уже месяц не может решить не самый сложный в своей работе вопрос с УЗММ. Неужели г-н Дубровский не понимает, что рассказы об инвестиционном климате это конечно, хорошо. Но придет ли инвестор со стороны, видя, что происходит в Уфалее? Когда региональная власть показывает свою неспособность защитить законные интересы тех, кто решился развивать экономику Южного Урала?
Мы будем следить за развитием событий.