Вагон желания
«Авиаэкспресс» просит выдать 25 миллиардов бюджетных рублей на закупку двухэтажных вагонов и строительство новых терминалов. Средства предполагается иэъять из Фонда национального благосостояния. 25% акций «Аэроэкспресса» является частью семейного бизнеса заместителя московского мэра, главы столичного Дептранса Максима Ликсутова.
О том, что «Аэроэкспресс» стал очередным претендентом на средства ФНБ, российским СМИ сообщил глава Московского транспортного узла Виктор Еремин. Компания просит профинансировать 4 проекта на общую сумму 24,6 млрд рублей на условиях кредитования либо выпуска облигаций с минимальной доходностью.
Характерно, что 90% (19,6 млрд рублей) от предполагаемых заемных средств (2,4 млрд компания вложит самостоятельно) владельцы «Аэроэкспресса» хотят направить на закупку швейцарского подвижного состава – 2-этажных вагонов производства Stadler Rail Group. 22 состава будут курсировать в Москве между столичными вокзалами и аэропортами Московского авиаузла. Срок окупаемости проекта – 12,9 года.
Оставим в стороне вопрос закупки частной компанией за бюджетные деньги зарубежного подвижного состава в Швейцарии, стране, которая присоединяется к антироссийским санкциям. Хотя, согласитесь, по меньшей мере, странно, когда структура, контролируемая в том числе и родственницей госслужащего Ликсутова (а мы-то знаем, для чего у всех чиновников бизнес и собственность записаны на «ближний круг»), открыто идет вразрез с установками, озвученными первыми лицами государства. Конечно, у главы столичного Дептранса есть хорошая «отмазка» - ж/д вагоны не внесены в перечень продукции транспортного машиностроения, запрещенного к импорту в РФ. В отличие, например, от трамваев и троллейбусов (Постановление Правительства РФ №656 от 14.07.2014). Последнее, скажем прямо, нанесло серьезный удар по интересам Сергея Собянина и его заместителя, планировавших закупить трамваи в Польше, а троллейбусы в Чехии. Зато очень кстати оказался проект с «Авиаэкспрессом» - благо, на Тверском вагоностроительном заводе производят только купейные двухэтажные вагоны.
Теперь о деньгах и менеджменте. Что такое ФНБ? Читаем на сайте Минфина РФ в разделе «Предназначение ФНБ»: «Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». О том, что средства ФНБ должны идти на реализацию бизнес-проектов частных компаний, здесь, вроде бы, нет ни слова.
Но на практике государство готово предоставить на возвратной основе средства Фонда. А их сегодня 3,08 трлн рублей. Заемщик, естественно, должен вложить и собственные средства в проект. Как обстоят дела у «Авиаэкспресса»? Своих средств компания Ликсутова-Махмудова вложит крайне мало - всего 10%. То есть, по сути, проект реализуется почти целиком за наши с вами денежки. Почему? Финансовые показатели деятельности «Авиаэкспресса» говорят сами за себя: компания, кроме маршрутов на Домодедово и Шереметьево, убыточна. По данным Forbes, суммарно линии «Аэроэкспресса» уже обошлись стране более чем в 34 млрд руб. (без учета закупок подвижного состава), инвестиции самой компании составили всего 12 млрд руб.
Наличие интереса главы столичного Дептранса в этой сделке косвенно подтверждается структурой собственников «Аэроэкспресса»: 25% перевозчика принадлежат компании «Дельта-Транс-Инвест», собственником которой является эстонская Transgroup Invest AS. Ею, согласно выписке из коммерческого регистра Эстонии, на паритетных условиях владеют Татьяна Ликсутова и давний бизнес-партнер чиновника Сергей Глинка.
В настоящее время проект направлен для рассмотрения в дирекцию Московского транспортного узла, Минэкономразвития и Минфин. У сотрудников министерств неизбежно возникнут вопросы по ценообразованию предложения, другим параметрам, но, боюсь, они не зададут владельцам «Аэроэкспресса» вопросов, связанных с конфликтом интересов. А зря – ведь даже судья Люблинского суда Анна Зотько видела соответствующие документы. Хоть и забыла в этот миг слова о долге и совести из принятой ею когда-то Присяги (ст.8 Закона о статусе судей в РФ).