Уравнение со всеми известными
Зачем нужно проводить выборы губернатора, если их победитель заранее известен? Есть ли в обществе, находящемся в преддверии войны с Западом и Украиной, запрос на демократию? Или это один из способов встряхнуть политические партии, потратив бюджетные деньги? На эти вопросы отвечали участники Нижегородского эксперт-клуба 18 июня.
14 сентября в Нижегородской области состоятся выборы губернатора. Главный кандидат — Валерий Шанцев уже получил поддержку президента, что гарантирует ему победу с большей долей вероятности, чем другим кандидатам, поскольку поддержка федерального центра — это бюджетные дотации и инвестиции в региональную экономику.
Народу такие выборы не нужны, и не надо строить иллюзий, что люди будут смотреть дебаты по телевизору, — было бы честнее, если бы президент просто переназначил действующего губернатора на очередной срок, говорили эксперты. Но тем не менее признавали, что сам факт возвращения выборов, пусть пока и в таком виде, — уже шаг вперед.
Что и кому они могут дать?
Для общественных объединений и бизнеса выборы — хороший способ донести свою позицию до власти с вероятностью быть услышанными, что не всегда возможно в обычной жизни. Во время выборов информационное пространство, которое сейчас, по мнению экспертов, монополизировано областной властью, будет доступно и оппозиции, поэтому дискуссии обещают быть острыми.
Более того, их содержание может повлиять на имидж будущей власти как в глазах населения, так и федерального центра. С другой стороны, это не исключает вероятности второго тура, поскольку, несмотря на достижения действующей власти, за девять лет правления губернатора накопилось немало просчетов, о чем готовы вспомнить другие кандидаты.
Для политических партий выборы — это, по мнению экспертов, возможность вспомнить о том, что они партии. Как показывают последние соцопросы населения, доверие населения к оппозиции постоянно падает. Почему? Из‑за отсутствия выборов партии попали в ситуацию, когда они ни за что не отвечают, поэтому стратегия «валить все на власть», ничего не предлагая, оказалась для них самой удобной.
Им понравилось жить без выборов, их дешевый популизм создает только иллюзию многопартийности. Единственная оппозиционная партия — КПРФ, но ее власть терпит потому, что она не опасна.
Больше всех в выборах заинтересована действующая власть, поскольку для нее они — способ легитимизации.
Что же до народа, то теоретически выборы поднимают самооценку населения, поскольку оно начинает понимать, что от него что-то зависит.
На практике же из‑за того, что в последнее время результаты многих выборов были заранее известны, народ не верит, что может на что-то реально влиять, поэтому в выборах не заинтересован. Но это не единственная причина.
Вторая — во внешнеполитическом контексте: гражданская война на Украине и напряженные отношения с Западом позволяют говорить о том, что в предвоенной ситуации, возможно, находится и Россия. Это порождает тревожные настроения в обществе и, как следствие, запрос на сильную центральную, даже авторитарную, власть.
И это выглядит логично, поскольку война — не лучшее время для принятия решений посредством демократических процедур.
Александр Прудник - Старший научный сотрудник Института социологии РАН
Можно будет назвать вещи своими именами: - Возврат выборов — это большой шаг вперед, даже несмотря на то, что сейчас много говорится о том, что реально выборов нет. Сейчас оппоненты областной администрации утверждают, что она узурпировала информационное пространство: во время предвыборной кампании эта система будет сломана — кандидаты в губернаторы смогут называть вещи своими именами, будет дискуссия. Хотя, конечно, ресурс нового губернатора и его имидж в глазах федеральной власти будет зависеть от избирателей.
Владимир Буланов- Депутат ЗС НО, член фракции КПРФ
Второй тур будет: - Шанцеву на выборах нужно показать, что он пользуется всеобщей любовью. Для этого нужно набрать не меньше 60% голосов. Но оппозиция идет на выборы не от хорошей жизни, поэтому борьба будет. Возможно, будет и второй тур.
Потому что у нас в области и в стране стагнация и застой из‑за коррупции, у нас самый высокий в стране транспортный налог и самые опасные дороги. Тарифы на энергоносители — это вообще «сказки и песни народов мира». У нас мало инвесторов, закрываются школы и больницы.
Павел Солодкий - Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области
Война — не время для демократии: - Выборы — это еще один шанс для бизнеса донести свои проблемы до власти. Обычно предприниматели политических заявлений не делают, поскольку им это дорого обходится. Но для бизнеса важна не только стабильность, но и перспективы.
В жесткий период конфронтации с Европой и Украиной система назначений имеет свои преимущества — в ситуации внешнеполитических конфликтов — не до демократии. Если бы во время Отечественной войны были выборы, то заводы не переносились бы из одной части страны в другую за 40 дней.
Роман Скудняков - Руководитель пресс-службы правительства Нижегородской области
Результат выборов не предопределен: - Равных шансов у кандидатов быть не может, потому что все они разные. Поэтому я бы скорее говорил о равных условиях. У каждого кандидата будет своя повестка: можно сколько угодно передергивать цифры, пользуясь тем, что население не владеет реальной ситуацией.
Никто никого в информационном пространстве области не зажимает. Результаты выборов не предопределены. Несколько лет назад уже была такая ситуация: когда считалось, что результат выборов известен заранее, — чуть не случился второй тур.
Вадим Андрюхин - Политический обозреватель
Демократии у нас никогда не было: - Выборы — профанация, необходимая для удовлетворения амбиций политических партий. В России никогда не было настоящей демократии — этот ярлык был нам повешен еще в советские годы. Даже самый ярый оппозиционер, победив на выборах, бежал на поклон «к царю».
Вспомним, как Ходырев, став губернатором, вышел из КПРФ и вступил в ЕР. Шанцев для области сделал больше, но он и ничего не обещал, потому что был назначен. Выбирать нужно представительную власть, чтобы она могла контролировать исполнительную.
Александр Мазин - Завкафедрой экономики НИМБ, д.э.н., профессор
Выборы не будят инициативу снизу: - Участие в выборах тренирует людей. Когда от них что-то зависит, они растут в своих собственных глазах. Но сейчас ситуация иная: демократии у нас нет — есть постановочные действия. Все ресурсы в регионы идут из Москвы, поэтому главное конкурентное преимущество кандидатов — хорошие отношения с центром.
Выборы не будят инициативу снизу, поэтому не надо иллюзий, что люди будут смотреть диспуты по ТВ. Единственная оппозиционная партия сегодня — это КПРФ, но ее власть терпит потому, что она не опасна.
Виктор Лысов - Политолог, сопредседатель Либерального клуба
Реальность далека от официальной версии: - Я застал время, когда футбольные матчи слушали по радио. Это звучало как увлекательное действо, но реальности оно мало соответствовало. Также и с современными выборами — то, что говорят, и то, что реально происходит, — две разные вещи.
В районах области сейчас сильны протестные настроения. Представляю, как будут собираться подписи. Людям прикажут голосовать за господина губернатора. Как они будут противостоять? Мы будем узнавать об этом по слухам, по рассказам, передаваемым из уст в уста.
Денис Барышников - Начальник отдела взаимодействия с политическими партиями министерства внутренней политики Нижегородской области
Губернатору не позавидуешь: - Меня глубоко печалит, что в выборах готовы участвовать всего четыре партии, хотя могут — 66. Где они все? Почему не подают хотя бы заявку? Боюсь, как бы нам не пришлось уговаривать районных депутатов ставить подписи за кандидатов от оппозиции.
Но губернатору сейчас не позавидуешь. За девять лет его правления накопилось очень много недовольных. У кого-то не решились проблемы, кто-то недоволен просто потому, что он недоволен. И всё это недовольство, накопленное за эти годы, выльется на него одномоментно.
Источник - "Биржа.Ру - сайт нижегородских предпринимателей"