Чайка не получил Мхитаряна
Три недели назад в Великом Новгороде прошло оперативное совещание по итогам работы надзорного ведомства на Северо-Западе в 2013 году, на котором председательствовал Генеральный прокурор РФ. В качестве подарка подчиненные собирались преподнести Юрию Чайке «голову» предпринимателя Тельмана Мхитаряна, но так и не смогли этого сделать.
Подобные визиты случайными не бывают. Тем более если в них наряду с первым лицом российской прокуратуры участвуют все руководители субъектов федерации в СЗФО и их заместители, а также полпред Президента. Приезд Юрия Чайки в Великий Новгород сопровождался серьезными мерами безопасности, что затруднило автомобильное движение в областном центре. Город усиленно патрулировали наряды полиции. Подобная активность силовиков видимо объяснялась тем, что несколько лет назад к Новгородской области крепко прилепили ярлык «Бандитский заповедник». О начале тотальной декриминализации региона объявил полпред Илья Клебанов, призыв кремлевского чиновника подхватили правоохранительные органы и журналисты, а власть в этой области перешла от не слишком привечаемого Ильей Иосифовичем губернатора Михаила Прусака к более близкой фигуре – Сергею Митину, бывшему заместителю Клебанова.
Провозглашенная «сверху» декриминализация сказалась в результате не только арестами преступных элементов, но и преследованием ряда представителей регионального бизнеса. В числе известных бизнесменов, в отношении которых были скоропалительно состряпаны уголовные дела, оказался и Тельман Мхитарян. По версии следствия, он заполучил долю в предприятиях «Спектр» и «Новгородхлеб» не в рамках общепринятых договорных отношений, а угрозами добившись от их владельцев согласия переписать акции в свою пользу. Незадолго до этого Мхитаряна уже пытались обвинять в незаконной предпринимательской деятельности, однако надуманные обвинения тут же развалились. Повторная атака на влиятельного бизнесмена удалась – прежние хозяева «Спектра» и «Новгородхлеба», несмотря на то, что сделки по переходу активов совершались много лет назад и не сопровождались какими-либо претензиями, направили заявления в правоохранительные органы. И вытащивший предприятия из предбанкротной беды Тельман Мхитарян вдруг предстал в качестве вымогателя.
Сколь состоятельны подобные обвинения, становится ясно хотя бы потому, что с августа 2010 года, когда Мхитарян был препровожден в СИЗО (где остается и сейчас), судебный приговор ему так и не вынесен. И это, вне всякого сомнения, свидетельствует о провале государственного обвинения в лице прокуратуры Северо-Запада. Достаточно обратиться к докладу, который сделал на прошедшем оперативном совещании заместитель Генерального прокурора РФ Александр Гуцан, кстати, лично утвердивший в 2012 году обвинительное заключение в отношении Тельмана Мхитаряна.
Основные тезисы его доклада свелись к прокурорской защите трудовых прав граждан, несвоевременно получавших зарплату, пресечении фактов нецелевого использования бюджетных средств в сфере ЖКХ, а также противодействию коррупции и борьбе с административном произволом, которому подвергается малый бизнес. Как ни странно, даже на сайте Генпрокуратуры, где подробно освещаются ход и итоги оперативного совещания в Великом Новгороде, нет ни единого слова по поводу декриминализации Новгородской области, о которой не так давно предпочитали повсюду упоминать представители надзорного ведомства.
Косвенным свидетельством того, что Юрий Чайка к своему приезду ждал завершения дела Мхитаряна, является упрек в адрес коллег, прозвучавший во время этого совещания. Он заметил, что прокуроры Северо-Запада формально относятся к проверкам СИЗО и «складывается впечатление, что справки прокуроры составляют, не выходя из своих кабинетов». Возможно, многочисленные обращения правозащитников и материалы в СМИ о том, что неоказание высокотехнологической медицинской помощи Тельману Мхитаряну, приравненное Страсбургским судом к пыткам, достигли здания на Большой Дмитровке. Ведь сторона обвинения выступает против любых ходатайств об изменении меры пресечения, заявленных в ходе судебного процесса защитой новгородского предпринимателя. Участвующие в деле Мхитаряна представители прокуратуры подвергают сомнению плохое самочувствие подсудимого, страдающего тяжелым кардиологическим заболеванием, выступают против направления его на хирургическую операцию на сердце, на которой настаивают врачи-кардиологи, пытаются всячески ускорить ход слушаний в суде, невзирая на частые появления в зале бригад скорой помощи. Но довести Тельмана Мхитаряна до приговора или иного конца к приезду высокого начальства в Великий Новгород не удалось. И тема декриминализации исчезла из официальных реляций о достижениях надзорного ведомства.
Теперь же Генеральному прокурору, судя по последним событиям, придется пересмотреть ведомственную тактику в отношении граждан, к которым применяются пытки. Так, например, на днях воронежские сыщики обратили внимание Юрия Чайки на то, что его подчиненные отказались направлять в суд дело об избиении полицейскими молодого парня, заподозренного в совершении кражи из сельского магазина. Сама история произошла в сентябре 2012 года. Четверо сотрудников полиции измывались над задержанным, колотили его как боксерскую грушу и загоняли под ногти иголки. В итоге выяснилось, что парень к краже непричастен. А месяц назад его нашли мертвым в сарае возле дома, назвав происшествие самоубийством. Воронежская прокуратура спускает дело об избиении на тормозах, мотивируя наличием процессуальных нарушений.
Вряд ли сможет не заметить Юрий Чайка и проведение на прошлой неделе в Москве круглого стола, по итогам которого специальный доклад о пытках и действиях, унижающих человеческое достоинство, которые совершаются в российских СИЗО, направлен в Совет Европы. Между прочим, в этом докладе нашлось место истории новгородского предпринимателя Тельмана Мхитаряна, «голова» которого так и не стала подарком от прокуроров Северо-Запада – высокому московскому начальству.