Ледниковый период приморского бизнеса
Развитию предпринимательства в крае мешают чиновники и контролеры
В прошлом году в Приморье свернули бизнес более 12 тыс. индивидуальных предпринимателей – вдвое больше, чем годом ранее. Эта тенденция отмечается уже несколько лет. По мнению приморского бизнес-омбудсмена Марины Шемилиной, предпринимательству мешают чиновники, контролирующие органы и уголовное преследование по экономическим статьям. Эксперты, изучившие доклад уполномоченного, согласны: до объявленного потепления делового климата в Приморье далеко.
В крае предпринимательством заняты почти 104 тыс. человек. Доля малого и среднего бизнеса составляет треть валового регионального продукта (187 млрд руб.). Одной из важнейших задач власти является улучшение условий ведения бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности территории. В докладе, подготовленном Мариной Шемилиной по итогам прошлого года, отмечаются усилия местной власти в этом направлении. Внедрен инвестиционный стандарт, обновляется закон о господдержке инвестиционной деятельности, представлены налоговые льготы для новых производств, снижен на 10% тариф на электроэнергию для малого бизнеса. Созданы краевое Инвестиционное агентство, Корпорация развития, Инвестиционный совет при губернаторе, Общественный экспертный совет по привлечению инвестиций и т.д. На развитие малого и среднего бизнеса в 2013 году из краевого бюджета было выделено 346 млн руб., в результате финансовую поддержку получили более 190 предприятий.
«Но большая часть усилий региональной власти направлена на привлечение внешних крупных инвесторов, при этом внутренние резервы местных предпринимателей, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса, для инвестирования в экономику края задействованы недостаточно», – считает бизнес-омбудсмен. Поступившие ей обращения и жалобы, а также встречи с предпринимателями показали, что бизнес страдает от бюрократии и усиленного внимания со стороны контрольно-надзорных органов. Это, по мнению Шемилиной, ведет к коррупции. Подтверждает выводы уполномоченной прокурорская статистика и данные краевого УФАС.
На встречах с бизнес-омбудсменом предприниматели жалуются на действия контрольно-надзорных органов, в основном краевого МЧС и управления Роспотребнадзора. Во всех муниципалитетах есть недовольные бездействием чиновников по отношению к незаконным предпринимателям, торгующим без лицензии алкоголем, оказывающим бытовые, ремонтно-строительные услуги, пассажирские и грузовые перевозки и др.
«Уголовное преследование предпринимателей по экономическим статьям отрицательно влияет на инвестиционный имидж региона. Часть вопросов, по которым уполномоченному поступили жалобы, вполне могли быть рассмотрены и разрешены в плоскости гражданского права в рамках арбитражного судопроизводства, – отмечается в докладе. – Но в Приморье по-прежнему работает привычка без окончательного решения арбитража по гражданскому иску начинать уголовное преследование».
Бизнес-омбудсмен работает в Приморье на общественных началах с января 2013 года. Утверждение на эту должность миллионерши и экс-руководителя Лиги торговых предпринимателей края было скандальным. Ее коллеги посчитали креатуру губернатора Владимира Миклушевского слишком зависимой, а депутаты парламента были не только против ее кандидатуры, но и возражали против установленной бизнес-омбудсмену зарплаты, приравненной к вице-губернаторской (см. «НГ» от 04.07.13). До сих пор региональное законодательство не приведено в соответствие с федеральным в части правового статуса уполномоченного. На мартовской сессии Заксобрания депутаты вновь отказались рассматривать предложенные краевой администрацией документы.
Эти нюансы отчасти тормозят развитие регионального института уполномоченного. Возможно, оттого и список свершений бизнес-омбудсмена за год не впечатляет. За помощью к ней как последней инстанции обратились 235 предпринимателей. В результате – пять дел о привлечении к административной ответственности, одно административное производство в УФАС, пять ходатайств о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, признание трех контрольных мероприятий незаконными, а также один отмененный муниципальный акт.
«Ангажированность бизнес-омбудсмена и неурегулированность его правового статуса не предвещали активной работы по защите обиженных. Однако в течение года Шемилина попыталась доказать обратное, – сказал глава Центра изучения новых вызовов и угроз нацбезопасности Александр Сухаренко. – В частности, на встрече с президентом Путиным она настаивала на необходимости своевременного привлечения к ответственности нерадивых чиновников, создающих препоны для бизнеса».
Эксперт отмечает, что небольшой объем поступивших к защитнице жалоб – явное доказательство нежелания бизнеса усугублять свое положение, зная местные нравы. А задуматься есть над чем. В прошлогоднем общероссийском рейтинге, составленым Центром по данным Генпрокуратуры, Приморье по количеству фактов чиновничьего произвола (ст. 285 УК РФ) занимало 13-е место. Для сравнения: Приамурье и Камчатка на 38-м месте, Сахалин занимает 57-е, а Хабаровский край – 64-е место. «Несмотря на усилия краевой администрации по улучшению бизнес-климата, административное давление на бизнес сохраняется. Летом 2013 года в третьем по величине городе Приморья, Уссурийске, одна из собственников торгового центра «Белая гора» Светлана Березина, которую местная администрация лишила автопарковки у торгового центра, выразила протест баннером, адресованным президенту РФ: «Президент! Спаси предпринимателей! Не хотим брать «Долю» в долю», – напоминает Сухаренко. «Доля» – так за глаза называют главу Уссурийска Сергея Рудицу. Этот огромный баннер над центральной площадью города был виден едва не из каждого окна мэрии.
Всего же за прошлый год прокуратура края выявила более 1300 нарушений прав предпринимателей, а также «завернула» более 70% всех внеплановых проверок бизнеса. Проанализировав доклад бизнес-омбудсмена, эксперт резюмирует, что заверения главы Приморья о потеплении делового климата в Приморье не находят подтверждения.