Сор из избы
Российскую адвокатуру ждут серьезные изменения. Минюст намерен поднять статус профессиональных защитников, а сами адвокаты хотят реформировать закосневшую систему управления, ограничив непомерные аппетиты президентов палат
В этом году российские адвокаты отмечают круглую дату – 150 лет со дня образования профессиональной адвокатуры в России. Благодаря судебной реформе Александра II, Россия получила плеяду блестящих людей и специалистов в этой отрасли. Федор Никифорович Плевако, Анатолий Федорович Кони, Николай Платонович Карабчевский, Василий Алексеевич Маклаков и десятки других. Совесть и гордость прежней России, настоящие люди и истинные профессионалы.
Но все это было давно. Современная российская адвокатура, несмотря на наличие всех формальных условностей, последние годы являет собой настоящее воплощение кризиса судебной системы РФ. Почему? Адвокатура как общественный институт призвана защищать права и свободы граждан и организаций. Но, говорит заместитель руководителя Правового бюро «Трибун» Сергей Самохин, профессионализм адвоката в полной мере может быть реализован лишь при относительно сформированном правовом государстве.
По словам Президента Федеральной палаты адвокатов РФ Евгения Семеняко, обеспечить должную защиту человека в суде сможет только адвокатская монополия. На это согласны даже судьи, которые, по его словам, «наелись общения с непрофессионалами в судебных заседаниях». Но непрофессионализм защиты, когда в суде выступает обычный практикующий юрист, а не адвокат – не единственная беда. «Сегодня никто ничего не боится. Сегодня откровенно берут и вообще черт-те что делают», сказал в одном из интервью Генрих Падва. Иногда, по его словам, работа непрофессиональных адвокатов приносит подзащитному больше вреда, чем пользы.
Но сегодняшние проблемы адвокатуры возникли не на пустом месте. «Общая Газета» уже писала о причинах неэффективности судов общей юрисдикции, проблемах руководства Верховного Суда РФ и тех негативных последствиях, которые оно создает для всей системы российского правосудия. Положение в адвокатском сообществе зеркально схоже. Иначе чем объяснить тот факт, что регулировать статус адвоката, его роль в общественной жизни берутся по своей инициативе все кому не лень, начиная с депутатов Госдумы? Или как воспринять поправки в закон «Об адвокатуре», предложенные в феврале прошлого года? Кстати, все это делалось невзирая на то, что формат общения адвокатов со СМИ был утвержден Федеральной палатой еще в 2010 году. Почему же руководство ФПА молчало в этот момент?
На этом фоне вполне логичными смотрятся попытки провести преобразования в адвокатском сообществе помимо руководства Федеральной палаты. Так, Минюст еще в 2011 году планировал реформировать российскую адвокатуру в рамах Госпрограммы «Юстиция». Реальные действия, видимо, начнутся в этом году – в проекте Госпрограммы на 2014-2020 годы говорится о необходимости создания «корпорация профессиональных юридических консультантов, обладающих существенно более высоким статусом, чем сегодняшние адвокаты». По мнению авторов документа, это позволит повысить качество услуг.
Однако предложение Минюста встретило серьезную критику в адвокатском сообществе. Реализация таких планов, считают многие практикующие адвокаты, приведет только к повышению расценок на услуги, росту коррупции при получении свидетельств, подчинению ФПА независимых юристов, а всей адвокатуры - государству.
Помимо Минюста, решать проблемы адвокатуры пытаются и сами адвокаты. На днях Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов Игорь Трунов выступил с инициативой проведения Конгресса адвокатов России. По мнению г-на Трунова, нынешнее руководство адвокатского сообщества не способствует развитию демократических принципов в адвокатуре, ущемляет права рядовых и молодых адвокатов, создает условия для различных финансовых злоупотреблений.
На инициативу Игоря Трунова ФПА РФ отреагировала моментально, заявив, что проведение таких мероприятий нецелесообразно, так как не вызвано реальной необходимостью. Более того, адвокат был обвинен в популизме. Однако «переход на личности» говорит о том, что руководству ФПА, видимо, очень не хочется выносить сор из избы. А сора этого, судя по обращению г-на Трунова, в адвокатуре накопились целые горы.